Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

Нарушение режима применения земельного участка (ЗУ) приводит к штрафным и иным санкциям со стороны хозяйствующего субъекта.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

Москва и область: 

+7 (499) 110-93-68

Остальные регионы: 

+8 (800) 550-59-06

Когда могут отобрать участок за неиспользование

Покупая участок или приобретая право распоряжения им иным образом, землепользователю следует понимать, что он передаётся ему в ведение исключительно на условиях добросовестного распоряжения, что предусматривает систематическую и своевременную обработку участка.

Кроме прочего использование ЗУ допускается только соответственно с установленным целевым назначением, которое указано в «Свидетельстве о собственности» и в кадастровой документации.

Если ЗУ предназначен под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) – следует возводить капитальное строение.

На землях сельскохозяйственного назначения предоставленных под личное подсобное хозяйство (ЛПХ), напротив, не допускается возведение таковых.

Произвольные застройки рассматриваются как самострой, с вытекающими юридическими последствиями, вплоть до назначения штрафных санкций и резолюции на принудительный снос (см. Признание права собственности на самовольную постройку). Иногда такие нарушения предусматривают изъятие ЗУ хозяйствующим субъектом.

Причина в том, что массивы земель предусматривают контекстное применение, что не допускает выделение из контекста одного участка. Любое нерегламентированное действие может привести к порче земель или нарушению экологического природного баланса, которое отразится на смежных, прилегающих к участку землях.

Государство регулирует оперативное управление землями путём введения их в оборот и изъятия из оборота. Для массивов участвующих в обороте применяются требования к их обработке.

Неиспользуемые наделы переходят в категорию бесхозных, что определяет право хозяйствующего субъекта на их возвращение в муниципальную собственность.

Штрафные санкции

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

Кодекс об Административных правонарушениях определяет следующие размеры штрафов:

  • физическим лицам 10-20 т. р.;
  • должностным лицам 20-50 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 100-200 т. р.

Такой расчёт устанавливают, если точная кадастровая оценка не доступна.

В иных случаях штраф начисляется исходя из кадастровой стоимости ЗУ (см Оспаривание кадастровой стоимости). В этом случае расчёт производят следующим образом:

  • Физическим лицам – 0,5-1% общей кадастровой стоимости (см. Справка о кадастровой стоимости объекта), но не меньше чем 10 т.р.
  • Должностным лицам – 1-1,5% общей КС, но не меньше чем 20 т.р.
  • Предприятиям (организациям) -1,5-2% общей КС, но не меньше чем 100 т. р.

  Отмена дарственной

При неиспользовании участков из земель сельскохозяйственного назначения, процентная ставка меняется следующим образом:

  • физическим лицам – 0,3-0,5%, но не менее 3 т. р.;
  • должностным – 0,5-1,5%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 2-10%, но не менее 200 т. р.

Когда не используют земли населённых пунктов, предназначенные для капитальных строений под жильё, промышленные здания и иное, санкции следующие:

  • физическим лицам – 1-1,5%, но не менее 20 т. р.;
  • должностным – 1,5-2%, но не менее 50 т. р.;
  • юридическим – 3-5%, но не менее 400 т. р.

Когда КС не определена, административные штрафы составляют:

  • физическим лицам 20-50 т. р.;
  • должностным лицам 50-100 т. р.;
  • предприятиям (организациям) 400-700 т. р.

При несвоевременной уплате штрафа взимаются дополнительные средства, которые поступают в местный бюджет.

Изъятие участка у арендатора за неиспользование

Арендуемые наделы допускается использовать только в соответствии с теми положениями, которые внесены в договор аренды.

Любое нерегламентированное действие не допускается без разрешения собственника, что непротиворечиво содержится в положениях любого правоспособного договора. На том же основании определяют рамки распоряжения участком, обозначенные для арендатора.

Гражданский кодекс оглашает, что выходить за пределы положений, регламентирующие земельные отношения арендатора, недопустимо.

Пункт о расторжении договора содержит указания на то, что при не соблюдении установленных требований одной из сторон, договор может расторгаться. В сторону арендатора это несёт такие юридические последствия, как прекращение права использования участка.

Стоит учесть, что процедура расторжения договора, если стороны не достигли совместного согласия, допускается только после попытки согласования претензий сторонами. Если на этом этапе стороны достигнут договорённостей, то составляется соглашение о расторжении и надел возвращается к арендодателю. При возникновении конфликта сторон, вопрос разрешается в судебном порядке.

Факт изъятия допускается только после того, как договора аренды был расторгнут на основании:

  • добровольного соглашения;
  • административного решения, если арендодатель – муниципалитет;
  • выписки из решения суда.

  Отказ от права собственности на квартиру

Изъятие участка у собственника за неиспользование

Государство рассматривает земельную собственность как вид повышения благосостояния общества.

Владение землёй даёт преимущества, допускающие привнесение в семейный и личный бюджет граждан дополнительных средств. Поэтому федеральное и региональное законодательство не допускает инвестирования средств в наделы для сохранения финансовой стабильности предприимчивых граждан и наращивания капитала за счёт повышения цены на землю.

Такое отношение к земельному ресурсу считается недобросовестным деянием и пресекается со стороны хозяйствующего субъекта.

То же происходит, когда после приобретения или приватизации ЗУ владелец утрачивает возможность распоряжаться наделом по-хозяйски, запускает обработку почвы или наносит ей порчу в результате пожара или отравления ядохимикатами.

Такие действия снижают ценность почв, а лица, которые хотели бы заняться обработкой земли, но не сумели получить наделов, вправе доводить до сведения администрации о подобных инцидентах. Администрация уполномочена переводить такую недвижимость в разряд бесхозной, что требует соблюдения установленного алгоритма.

Администрация, на основании полученных сведений о неиспользовании участка или его использовании не по назначению, создаёт комиссию. Комиссия обследует территорию собственника и составляет акт.

На основании акта, выносится решение с претензией о нарушении регламента использования ЗУ. Владельцу вменяются штрафные санкции. Если он не исполняет предписание и не восстанавливает установленный порядок, ему передаётся предписание о признании надела бесхозным или использующимся не по целевому назначению (см. Принудительное прекращение права собственности).

Иногда граждане, получив подобное предписание, приходят в администрацию для составления соглашения о передаче прав хозяйствующему субъекту или с объяснением причин допущенных нарушений. На данном этапе допустим поиск компромисса.

Если владелец проигнорировал претензионное предупреждение, муниципалитет обращается в суд для оформления процедуры изъятия на законных основаниях.

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

  • Если на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для ЛПХ, начато возведение капитального строения, оно рискует попасть в категорию «самострой» с вытекающими юридическими последствиями, в числе которых кроме штрафов – приведение в первоначальный вид участка, за счёт средств владельца.
  • Это предусматривает уничтожение на участке объектов, не подлежащих возведению.
  • Если выданные под ИЖС земли не застраиваются, а используются иначе, государство рассматривает данный прецедент не только как нарушение регламента землепользования, но и нарушение жилищной политики, предусматривающей выдел ЗУ для повышения благополучия жизнеобеспечения граждан, предоставляя им шанс обрести полноценное жильё.

  Нежилые помещения

Обнаружение факта нецелевого использования требует применения таких действий, которые предписаны для того или иного вида имущественного права на землю.

Для арендаторов прекращение использования ЗУ опирается на расторжение договора аренды, а для собственников – на получение судебного распоряжения, допускающего изъятие в фонд местного органа власти.

Основания изъятия при не использовании земли

Гражданское законодательство предусматривает более чёткие юридические положения процедуры аннулирования прав на землю на условиях использования не по назначению.

Иногда к этому прецеденту прибегают в тех случаях, когда территория даже визуально определяется как не использующаяся. Процедура отчуждения надела затрудняется, если собственник выплачивает земельный налог.

При не использовании надела целесообразно делать акцент на её бесхозности, добиваясь признания этого статуса. После чего процедура упрощается.

Но если собственник беспрецедентно не обрабатывает территорию, но выплачивает налог, следует исходить из установленных законодательством сроков, которые составляют 3 года.

  1. Орган власти вмешивается, если на протяжении трёх лет:
  2. Алгоритм действий опирается на вид права, на основании которого недобросовестный гражданин владеет наделом.

Кроме арендуемых объектов, остальные отчуждаются в пользу хозяйствующего субъекта только на основании решения суда.

Для этого следует представить суду:

  • акт об отсутствии проведённых работ;
  • доказательства, что они не проводились на протяжении трёх лет;
  • подтверждения о предупреждении;
  • выписки об уплате налога.

От администрации требуется подтверждение досудебной процедуры. Она заключается в представлении документации о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Законы о изъятии земли за неиспользование

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

  • статьи 243, 284, 286 Гражданского кодекса РФ;
  • статьи 7,8,41,42,51, ЗК РФ.
  • статья 8.8 КоАП РФ, в ред. ФЗ от 08.03.15 г., № 41-ФЗ.

За что у россиян могут начать изымать земельные участки

Земельные участки с некошенной травой, заваленные мусором, могут начать изымать у собственников за нарушение пожарной безопасности. Такой законопроект подготовило Минэкономразвития. Разбираемся в инициативе и рассказываем, как соблюдать пожарную безопасность у себя на даче.

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

ТАСС/Максим Стулов/Ведомости

Почему могут отобрать землю

Минэкономразвития разработало поправки в Земельный и Гражданский кодексы РФ, благодаря которым у нарушителей правил пожарной безопасности могут начать изымать земельные участки. Под нарушениями в том числе подразумеваются случаи, когда участок зарос сорняками или там скапливается большое количество мусора. Полный список оснований для изъятия представят в специальном акте правительства.

Читайте также:  Налог на недвижимость с 2018 года для физических лиц

Сначала владельцу или арендатору выдадут предписание об устранении нарушений. Если в течение шести месяцев собственник не одумается, то вопрос об изъятии участка будет решаться через суд. Затем землю продадут на открытых торгах по рыночной стоимости, а полученные деньги отдадут владельцу, но уже за вычетом расходов на подготовку и проведение аукционов.

Однако забрать не смогут участки, находящиеся в ипотеке, а также земли, владелец которых проходит процедуру банкротства.

Поправки разработали в связи с президентским указом «О мерах по ликвидации последствий природных пожаров на территории Забайкальского края». В результате апрельских природных пожаров в Забайкальском крае сотни человек лишились имущества.

Травмы и ожоги получили более 30 человек. Врио губернатора Забайкалья причиной пожаров назвал человеческий фактор.

Согласно постановлению правительства, собственники или арендаторы земельных участков уже обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.

В противном случае они могут получить штраф.

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

портал мэра и правительства Москвы

Безопасность для всех или избыточная мера?

Независимый эксперт по пожарной безопасности Денис Себенцов рассказал Москве 24, что горючий мусор и сухая трава на участке действительно могут стать причиной серьезного пожара.

«Если кто-то на своем участке возвел строение, за ним не ухаживает, не стрижет высокую траву, камыши или лопухи, если потом все это высохнет и полыхнет, то могут сгореть не только соседние постройки, но и весь поселок», – пояснил он.

Другие жители поселков, садовых товариществ, деревень будут чувствовать себя более защищенными, потому что основная причина пожаров – это человеческая безответственность.

Денис Себенцов

независимый эксперт по пожарной безопасности

  • Однако, по его словам, должностные лица исполнительной власти не должны злоупотреблять этой возможностью по изъятию земель у нарушителей.
  • «Уполномоченные органы должны выявить собственника, сообщить об этом нарушении, о котором он, может быть, и не знает, дать срок на исправление нарушения, а потом в целях коллективной безопасности всего населенного пункта можно применить такую меру», – добавил эксперт.
  • В свою очередь, ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности Константин Кузнецов считает, что изымать за нарушения участки нет необходимости.

Наличие на территории земельного участка сухой травы и горючего мусора, безусловно, пожарную обстановку не улучшает, глупо это оспаривать. Но если мы говорим о наличии фантика или прошлогодней травы, то лишать собственника этой земли – избыточная мера.

Константин Кузнецов

ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности

Однако адвокат и ведущий специалист по земельному праву Сергей Шугаев считает, что механизмы изъятия земельных участков необходимы, чтобы пресекать нарушения в законодательстве.

«Есть многочисленные случаи, когда дачные участки используются как свалки. Люди пропускают туда машины с мусором, берут деньги за это, их хоть штрафуют, но это не помогает. Также эти кучи мусора могут быть пожароопасными, поэтому изымать участки все-таки надо», – считает он.

При этом, по его словам, окончательное решение все равно будет принимать суд.

«Собственник должен иметь право защищаться перед независимым арбитром и иметь возможность исправить нарушения. Ведь суд необязательно изымет землю, так как он оценивает все обстоятельства. Может быть, человек заболел и не мог следить за участком. Такая система будет справедливой, баланс будет соблюден», – подчеркнул Шугаев.

Адвокат добавил, что подобный механизм сейчас действует при изъятии сельхозземель. По его словам, муниципалитеты могут изымать участки, если они используются не по назначению.

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

ТАСС/Игорь Акимов/Интерпресс

Простые правила

Эксперты по пожарной безопасности рассказали Москве 24, какие правила необходимо соблюдать на дачном или садовом участке, чтобы уберечься от пожара.

По словам независимого эксперта по пожарной безопасности Дениса Себенцова, на дачном участке опасно жечь костры и сваливать сухую траву. Кроме того, нужно соблюдать правила противопожарных разрывов. Их величина зависит от типа постройки и материалов, из которых она изготовлена.

Противопожарные разрывы – это расстояние между соседними зданиями и постройками. Например, если загорится сарай, а он построен вблизи дома, то огонь быстро перекинется на соседнее здание, и обе постройки могут моментально сгореть.

Денис Себенцов

независимый эксперт по пожарной безопасности

Кроме того, в пожароопасный сезон на участке необходимо иметь емкость с водой, а в дачном домике – огнетушитель.

Ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности Константин Кузнецов добавил, что стоит соблюдать правила хранения горючих материалов, которые нельзя держать в жилом помещении.

Помимо этого, на дачном участке нельзя складировать горючий мусор. По его словам, в горючем мусоре выделяется три пожароопасные группы. Первая – это пожароопасные пластики, которые практически все поддерживают горение. Вторая – остатки тары из-под воспламеняемых и горючих жидкостей: банки из-под краски, бутылки из-под растворителя.

Остатки этих веществ могут создавать концентрации с очень низкой точкой воспламенения. Достаточно в кучу банок из-под краски бросить окурок, чтобы мог произойти не только пожар, но и взрыв из-за накопления летучих веществ.

Константин Кузнецов

ведущий эксперт Фонда пожарной безопасности

Третья группа – это неутилизированные автомобильные покрышки, так как резина горит с чрезвычайно большим выбросом энергии и очень трудно поддается тушению, подметил эксперт.

Порядок изъятия земельного участка у собственника

Каждый человек вправе иметь в собственности землю. Это гарантировано Конституцией и на первый взгляд, является непоколебимым правилом, которое нельзя нарушить просто так.

Можно считать, что законодатель узаконил такую формулу отношений между собой и хозяином надела земли и предусмотрел для этого ряд исключений.

Оказывается изъятие земельного участка у собственника возможно, но в строго оговоренных ситуациях.

Изымать участок можно для защиты тех или иных общественных интересов. То есть государство предполагает возможность нарушения права одного лица для защиты интересов нескольких.

Однако и собственник в таком случае не лишается своего права просто так.

Процедура требует строгой последовательности действий, установленных законодательно и хоть не всегда, но предполагает компенсацию собственнику земли.

Понятие

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

Причиной для прекращения права собственности может служить одно из обстоятельств:

  • продажа или передача на основании договора;
  • изъятие для государственных нужд на условиях соглашения о выкупе;
  • принудительное изъятие надела.

При недостижении соглашения о выкупе, надел может быть изъят в принудительном порядке. При этом, госорган должен указать вескую причину, почему необходим именно такой вариант реализации своего права.

Общие моменты

Гарантированное, с одной стороны, право собственности на землю может быть ограничено, когда возникает необходимость использования надела государственными и муниципальными органами, а также в иных случаях, прямо предусмотренных правовыми нормами. Государство не может забрать землю у владельца просто так, причина должна быть действительно веской.

Предусматривается два основных варианта:

  1. Выкуп участка по соглашению. Используется первоначально.
  2. Принудительное изъятие.

Первый вариант предполагает, что за землю гражданин получит выкупную стоимость, то есть определённую компенсацию, в которую включается:

  • рыночная стоимость;
  • стоимость строений, которые располагаются на участке;
  • убытки, связанные с реализацией, переездом и так далее.

Государство предлагает компенсацию стоимости тех строений, которые располагаются на участке на законных основаниях. Несогласованные строения оплачиваться не будут.

На практике госорганы руководствуются стоимостью на основании проведённой оценки, но не всегда такая цена будет адекватной. Собственнику предлагается определённая сумма, но он вправе предложить свою. В итоге стороны обычно находят компромиссный вариант, который устроит всех.

В первую очередь, правообладатель извещается о необходимости изъятия его участка в срок, не превышающий семи дней с момента, когда такое решение было принято. Ему предоставляется проект договора, в котором указывается и цена компенсации. На ответ владельца земли закон отводит срок до трёх месяцев с момента вручения соответствующего оповещения.

На практике договориться о цене удаётся не всегда. Иногда госорган оценивает участок в меньшую стоимость, чем его оценивает собственник. Если компромиссный вариант труднодостижим, применяется процедура принудительного изъятия.

Принудительное изъятие

Порядок изъятия земли в принудительном порядке для муниципальных нужд или нужд государства предусматривает возможность для владельца изначально решить вопрос мирным путём. Если договориться не удаётся, то орган вынужден обратиться в суд.

Только суд вправе принять соответствующее решение. Никакой государственный или муниципальный орган не может самостоятельно решить вопрос о том, чтобы забрать землю у собственника. Исходя из практики правоприменения, такие обстоятельства, как правило, носят спорный характер, поэтому владелец должен иметь возможность защитить свои законные интересы.

Актуальность

Могут ли отобрать земельный участок, находящийся в собственности?

В качестве основания выступает необходимость строительства, например, промышленных объектов, дорог, сооружений при условии, что возведение в любом другом месте не представляется возможным.

Один из примеров – возведение олимпийских объектов в Сочи, перед проведением Олимпиады. Также земли периодически изымаются для обеспечения целей газоснабжения и прокладывания нефтепроводов, линий электропередач и так далее.

Государственный или муниципальный орган должен выявить участки, которые нужно изъять, на стадии создания проектной документации. Одновременно с этим проводится их предварительная оценка. Чаще всего примерная выкупная цена определяется на основании имеющейся кадастровой документации и затем составляется предложение собственнику.

Читайте также:  Алименты на второго ребенка во втором браке (алименты при повторном браке)

Практические особенности

Изымание должно производиться в строгом соответствии с установленной процедурой и в несколько этапов:

  1. Выявление владельца земли. Как правило, информация запрашивается в Росреестре, а если сведений нет, то запросы могут быть поданы в архивы иных органов и организаций.
  2. Если собственник объекта неизвестен, то на официальных сайтах Росреестра и в иных информационных системах размещается оповещение о розыске правообладателей.
  3. В ситуации, когда владелец так и не был найден, государственный или муниципальный орган признаёт право государства или муниципального образования на необходимый участок.

После этого проводится оценка, составляется предложение собственнику и направляется оповещение с проектом договора. При недостижении соглашения орган обращается в суд по месту нахождения участка или месту регистрации владельца.

Изъятие участка подлежит государственной регистрации, сведения подаются в Росреестр. Прочие стадии изъятия государственной регистрации не подлежат, но каждый этап документально оформляется, например, до направления предложения составляется решение об изъятии.

При отказе от заключения соглашения, дело рассматривается судом, который обязан учесть следующие моменты:

  • основания изъятия;
  • возможность размещения объектов на иной территории;
  • иные факторы.

Собственник вправе приводить свои доводы, на основании которых заявителю может быть отказано в изъятии. Но бремя доказывания лежит на заявителе, то есть именно он должен доказать, что объект нельзя расположить в ином месте.

Основания для изъятия

Государство не вправе забрать надел просто так, даже если будет использовать его в благих целях. Оно должно назвать причину и веское основание для изъятия. Предусматривается несколько вариантов:

  • для государственных нужд (статья 49 Земельного кодекса РФ);
  • для муниципальных нужд, то есть для потребностей определённого города, села или иного объекта. Чаще всего предполагается необходимость развития территории;
  • в связи с неиспользованием. Основание распространяется только на земли сельхозназначения или индивидуального строительства, которые не используются сроком от трёх и более лет. Также надел может быть изъят, если используется не по назначению.

Надел может быть отобран у владельца на основании соглашения или решения суда, если территория требуется для выполнения условий международных соглашений России, строительства необходимых государству объектов, реконструкции общественно важных объектов и так далее. Причина, как правило, должна носить общественно полезный характер.

Прочтите: Порядок изъятия земель лесного фонда

Подводим итоги

Собственник не будет лишён своих прав без наличия существенных обоснований. Об этом прямо говорит действующее законодательство. Но также предусматривается возможность изъятия земли через выкуп на основании соглашения или судебного решения.

Это необходимо для достижения общественно полезных целей, например, строительства важных социальных объектов.

Государство или муниципалитет должны обосновать, что участок им строго необходим и иные территории не подходят для достижения поставленной задачи.

Как защитить себя от неправомерных действий чиновников при изъятии земельных участков?

– Мадина Икоева, директор по кадастровым работам Consul Group.

Проблемы прекращения прав на земельные участки вследствие их изъятия для государственных или муниципальных нужд

Наиболее распространенное прекращение прав на земельные участки – принудительное прекращение права собственности. Чаще всего это происходит в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в том числе путем выкупа в случае владения участком на правах собственника. 

Существует два вида изъятия земельных участков: основной (добровольный) и дополнительный (принудительный). Первый предусматривает достижение соглашения сторонами по поводу изъятия земельных участков без суда. Второй же заключается в изъятии земельного участка по судебному решению при отсутствии согласия правообладателей.

  • Общий в обоих случаях порядок изъятия заключается в следующем: 
  • 1) Регистрируется решение об изъятии или выкупе земельного участка госорганами.
  • 2) Собственники и пользователи земельных участков уведомляются о предстоящем изъятии органом, принявшим данное решение, не позднее чем за один год до момента изъятия.

Если между госорганом и собственником не достигнуто соглашение о выкупной цене, государственный орган, принявший решение об изъятии путем выкупа, может предъявить судебный иск о выкупе земельного участка. Этот процесс и является дополнительным порядком изъятия участка.

Когда участок принадлежит лицу на праве пожизненного наследуемого владения, процедура принятия решения об изъятии аналогична, аналогичны и сроки уведомления об изъятии. Основное различие в том, что земельный участок в данном случае не выкупается: здесь возмещаются в полном объеме все убытки, понесенные правообладателем. 

Примерами иных обстоятельств для изъятия земельных участков являются объявление земель государственными природными заказниками и необходимостью проведения на земельном участке работ, связанных с геологическим изучением и иным использованием недр.

Цена изъятого земельного участка

При изъятии земельного участка на возмещение могут претендовать как собственники, так и правообладатели, владеющие землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ).

Возмещается не только стоимость участка, но и убытки, а также упущенная выгода.

Сумма возмещения включает, помимо прочего, рыночную стоимость объектов, если одновременно с изъятием земельных участков осуществляется изъятие расположенных на них объектов недвижимого имущества.

Определить общий размер возмещения необходимо за 60 дней до того, как правообладателю земельного участка будет направлено соглашение об изъятии недвижимости.

Выкупную цену определяют по результатам проведенной оценки в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». 

Напомним, ранее стоимость объектов недвижимого имущества с несогласованными пристройками и улучшениями на изымаемом участке не подлежала возмещению, также как и стоимость объектов, строительство которых было начато после уведомления об изъятии этого земельного участка, независимо от стадии строительства. 

Сейчас же в ст. 26 Закона № 499-ФЗ указано, что, если у собственника, другого правообладателя объектов недвижимости отсутствует право на земельный участок, на котором они расположены, возмещение за участок определяется как при аренде на срок 49 лет.

И обратная ситуация: если изымаемый участок принадлежит гражданину на праве собственности (ином праве), но нет зарегистрированного права на расположенный на нем объект недвижимости, то в этом случае в размер возмещения включается рыночная стоимость такого объекта недвижимости (ч. 3, 5 ст. 26).

Данная статья закрыла недоработки в земельном законодательстве в отношении защиты прав собственников.

Защита прав собственников и иных лиц на земельные участки

Актуальным вопросом сегодня остается эффективная защита прав собственников на земельные участки. Известны случаи, когда публичные органы умышленно нарушают установленный порядок изъятия.

В то время как собственник земельного участка использует для своей защиты механизмы, предусмотренные процессуальным законодательством, фактически его участок занимают и используют органы власти или подведомственные организации.

Пройдет значительное время, прежде чем ему удастся обосновать свои права, но на протяжении всего этого периода ему необходимо оплачивать землепользование.

Налицо очевидное нарушение прав собственника фактически изъятых земельных участков. 

После получения уведомления о принятом решении об изъятии собственник фактически не вправе распоряжаться своим имуществом – сдать, продать, подарить, использовать под строительство, но он продолжает нести налоговую нагрузку, даже если находится в состоянии судебного разбирательства с изымающим органом. К сожалению, исходя из судебной практики можно сделать выводы: удовлетворение публичных интересов стоит на первом месте. То есть собственник теряет и участок, и финансы. 

Ранее в п. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ предоставлялась возможность правообладателям требовать от уполномоченных органов власти выкупа их земельных участков. Это распространялось на такие случаи, когда публичное использование земельного участка приводило к невозможности его дальнейшей эксплуатации собственником. 

Принятие Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» привело к отмене п. 7 ст. 23 Земельного кодекса РФ.

С августа 2018 г.

правообладатель может требовать выкупа своего земельного участка по рыночной стоимости либо возмещения убытков, если осуществление изъятия привело к невозможности или существенному затруднению его использования.

В этом случае очевидна проблема осуществления органами власти «предварительного и равноценного возмещения», поскольку процедура выкупа не предполагает возмещение правообладателям всех имущественных потерь. То есть правообладатель получает возмещение убытков пост-фактум, а до момента получения рыночной стоимости участка продолжает нести некомпенсируемые затраты.

Следующим особенно важным фактором, где процветают нарушения прав землепользователя, является определение выкупной цены за изымаемый участок. К сожалению, практика показывает, что в большинстве случаев данная цена значительно отличается от объективной в меньшую сторону.

Как правило, ситуация выглядит следующим образом. Участок переходит в публичную собственность после заключения между сторонами соглашения об изъятии земельного участка, и только после этого госорган может легализовать бюджетное финансирование. Но публичный орган не торопится заключать такое соглашение, предлагая цену, которая сразу бы устроила собственника участка.

Затягивание процедуры изъятия в конечном счете вынуждает собственника соглашаться с предлагаемой компенсацией, так как он уже теряет свое фактическое владение и не может пользоваться участком в первоначальном виде. При этом собственник понимает, что не получит полноценную компенсацию за свои имущественные и финансовые потери. 

Самый эффективный способ, который обеспечит равенство сторон в земельном конфликте, – это самостоятельное обращение собственника в суд с иском об изъятии в установленном законом порядке.

Ведь только судебная процедура является особо требовательной к определению размера возмещения за изымаемый земельный участок.

Читайте также:  Угроза убийством: моральный ущерб, статья 119 УК РФ, уголовная ответственность

Земельный кодекс РФ предъявляет к органам власти строгие требования по проведению оценки стоимости земельного участка: она проводится с учетом всех критериев и характеристик объекта изъятия, а стоимость зависит от размеров, местоположения, категории, удаленности участка от инфраструктурных объектов и т.д.

При этом необходимо инициировать полную процедуру изъятия в судебном порядке. Исковое требование только о возмещении убытков не будет являться гарантией соблюдения всех интересов собственника, так как оценочные работы не будут произведены в полном объеме.

Здесь таится еще одна проблема.

В большинстве случаев суды признают за правообладателями земельных участков право на получение денежной компенсации, но точный размер убытков установить невозможно, потому что время и деньги, затраченные на установление реальной стоимости участка, не учитываются.

Часто в ходе размещения инфраструктурных объектов не только изменяется ландшафт земельного участка, но и утрачиваются его природные свойства, что не поддается оценке из-за отсутствия возможности установить первоначальный вид незаконно изъятого участка.

Положения о защите прав субъектов в федеральном законе «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации от 31.12.2014 № 499-ФЗ

  1. Итак, подытожим.
  2. Что изменилось с принятием 31 декабря 2014 г. Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 499-ФЗ):
  3. 1) если у собственника, другого правообладателя объектов недвижимости отсутствует право на земельный участок, на котором они расположены, возмещение за участок определяется как при аренде на срок 49 лет;
  4. 2) если изымаемый участок принадлежит гражданину на праве собственности (ином праве), но нет зарегистрированного права на расположенный на нем объект недвижимости, то в размер возмещения включается рыночная стоимость такого объекта недвижимости;
  5. 3) при наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, может быть предусмотрено предоставление ему земельного участка взамен изымаемого.

Следует подробнее рассмотреть последний пункт. При согласии собственника на компенсацию в виде нового земельного участка он получает его только на праве собственности, вне зависимости от того, на каком праве принадлежали ему изъятые участки.

Важное значение в этой процедуре занимает определение стоимостей обоих участков. Зачастую происходит занижение выкупной цены изымаемого участка и завышение цены предоставляемого.

И здесь для исключения недоразумений необходимо проведение независимой экспертной оценки рыночной цены участков.

  • Подробнее разберем, в каких случаях возможна компенсация в виде другого земельного участка и как она происходит:
  • — начинается с согласия правообладателя;
  • — правообладатель может заявить о своем желании на компенсацию в виде нового земельного участка, но не требовать его у представителей власти;
  • — с новым земельным участком должны быть проведены все кадастровые процедуры для передачи в собственность;
  • — правообладатель вправе указать свои пожелания по расположению земельного участка, но не участвовать в кадастровых работах.
  • Чтобы минимизировать потери в связи с изъятием у собственника земельных участков для государственных и муниципальных нужд, нужно: 
  • 1) проверить, чтобы земля имела кадастровую идентификацию;
  • 2) оформить права собственности, либо иные права пользования участком;
  • 3) при возникновении спора о разнице выкупного и предоставляемого участка провести высококвалифицированную независимую экспертную оценку стоимости указанных объектов;
  • 4) своевременно поставить на учет объекты строительства, возведенные на принадлежащем собственнику участке земли, и наоборот, обязательно зарегистрировать права собственности на участок, находящийся под возведенным объектом недвижимого имущества;
  • 5) при ущемлении финансовых интересов правообладателя – инициировать рассмотрение в судебном порядке процедуры изъятия участка для государственных и муниципальных нужд.

Нарушение хотя бы одного из требований процедуры изъятия земельного участка служит основанием для отказа уполномоченному органу реализовать свое право на изъятие земельных участков в судебном порядке (Земельный кодекс РФ, гл. VII). Именно об этом стоит помнить собственнику, когда он понимает, что действия уполномоченных органов, начинают противоречить закону.

Порядок изъятия земельного участка у собственника в связи с неиспользованием — Информационно правовой портал

Изъятие земельного участка у собственника в связи с неиспользованием – это стандартная процедура, предусмотренная ст. 284 ГК РФ. Но на это должны быть серьезные основания. Требуется подтверждение, что собственник не использует участок или осваивает его не по назначению.  

Что важно знать?

Чтобы возникло основание для изъятия, должны одновременно действовать следующие условия:

  • земля приобретена под индивидуальное жилищное строительство или сельское хозяйство;
  • участок не используется больше 3-х лет за исключением периодов стихийных бедствий и других уважительных обстоятельств.

Особенности процедуры

Участок могут изъять двумя способами – по соглашению сторон или в принудительном порядке. При этом между муниципалитетом и правообладателем заключается договор о выкупе. Его размер формируется на основе следующих параметров:

  1. рыночная стоимость земли;
  2. оценочная стоимость объектов капитального строения, если они расположены на участке;
  3. убытки собственника при переезде и упущенная выгода.

Зачастую основным спорным моментом является определение стоимости самого участка. Государственные органы руководствуются показателями проведенной оценки, которая не всегда объективна. Часто она получается заниженной. У собственника есть возможность заказать независимую экспертизу и установить свою цену.

Правообладателя обязаны известить о запуске процедуры изъятия в течение 7 дней со дня принятия соответствующего решения. Ему направляют письменное извещение и проект соглашения о выкупе, в котором указываются существенные условия и цена. На изучение предложения дается срок 3 месяца.

Если правообладатель не идет на контакт или не соглашается с условиями сделки, сумма выкупа определяется в судебном порядке. При этом муниципалитет может подать иск в суд по завершении 3 месяцев после получения подтверждения о доставке уведомления собственнику.

Если на участке имеются постройки, на которых не оформлено право собственности, выкуп не выплачивается. Подобные объекты считаются незаконными. Также не оплачиваются строения, не соответствующие виду разрешенного использования участка.

Признаки неиспользования земли

Согласно Постановлению Правительства РФ от 23.04.2012 № 369, определяется перечень таких признаков. Основными являются следующие:

  • не проводятся работы по возделыванию земли и сборке урожая, если речь идет о сельскохозяйственном участке;
  • более 30 % участка покрыты сорными травами;
  • на территории большое количество заболоченных участков, лесных деревьев и кустов.

Когда могут изъять землю за неиспользование?

При покупке земли важно понимать, что она предоставляется не для того, чтобы человек делал с ней, что захочет. Каждый участок имеет свою категорию назначения и разрешенного использования. Во многом от этого зависит рыночная и кадастровая стоимость. Предполагается, что собственник будет распоряжаться землей добросовестно, поддерживать ее в порядке и своевременно обрабатывать.

Если участок предназначен под ИЖС, на нем необходимо возводить капитальную жилую постройку. Если в собственности находится сельскохозяйственный участок, его следует обрабатывать. Возводить на такой земле капитальные жилые постройки не допускается.

При этом нельзя просто построить дом или другое капитальное строение. На это требуется разрешение от местных органов власти. Готовую постройку или объект незавершенного строительства необходимо регистрировать в Росреестре.

Такое серьезное отношение связано с тем, что земля является массивом, а не отдельным участком. Все соседние территории связаны. И незаконные действия на одной из них могут повредить другим территориям или их собственникам.

Земля может вообще не использоваться. В этом случае ее признают бесхозной и изымают у правообладателя.

Порядок изъятия

Устанавливается следующая последовательность действий при изъятии:

  1. Уполномоченный орган осуществляет контроль находящихся в ведении земельных наделов.
  2. По результатам проверок правообладатель получает квитанции на оплату штрафа и предписание об устранении нарушений.  
  3. По истечении установленного в предписании срока проводится повторная проверка.
  4. Если собственник игнорирует требования властей, местный орган власти готовит иск в районный суд.
  5. В случае положительного решения участок изымается и реализуется на торгах.
  6. Вырученная сумма передается уже бывшему собственнику.

Также по теме:   Что делать, если сосед поставил забор на моем участке?

Если точная кадастровая стоимость участка неизвестна, гражданин оплачивает штраф в размере 10-20 тысяч рублей. Если она известна, физические лица оплачивают 0,5-1 % от нее. Для юридических лиц устанавливается штраф 1,5-2 % от кадастровой стоимости, но не меньше 100 тысяч рублей.

В результате, у собственника могут изъять участок, если он его не использует или использует не по назначению. Чтобы предотвратить изъятие, необходимо оплачивать штрафы и исправлять ситуацию. Важно не довести дело до суда.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *