Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Наши читатели задаются вопросом, можно ли в принципе оспорить европротокол при ДТП. Попробуем разобраться с этим вопросом, детализировать основные моменты. Итак, допускается ли такая возможность в принципе, если да, то, как ее реализовать. Что нужно знать водителям, желающим оспорить ранее составленное соглашение.

Общие понятия или что такое европротокол

Под европротоколом понимается упрощенная процедура оформления аварийной ситуации, которая проходит без участия ГИБДД. Водители сами выполняют функции инспекторов, а именно заполняю извещение, рисуют схему, общаются со свидетелями и фиксируют последствия.

Заполненное по стандарту, с соблюдением правил извещение, дает основание на страховую выплату. Но сумма эта ограничена лимитом. На этапе взаимодействия сторонам нужно правильно оценить ущерб. Ведь требовать со страховой компании сумму выше той, что позволяет закон, бессмысленно.

Когда возникает необходимость оспорить европротокол

Желая быстрее оформить аварию, стороны сразу даже не задумываются, как оспорить европротокол. ДТП проходит, настает период восстановления авто, тогда и наступают проблемы. Оказывается, что назначенной страховой компенсации не хватает на покрытие фактических расходов. Что делать, если повторно в страховую фирму, по одному и тому же случаю возвращаться нельзя.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Законом такая ситуация предусмотрена. Сумму фактических расходов, не попавшую в компенсационное возмещение, должен покрыть виновник. Возврат может осуществляться в добровольном, судебном порядке. Пострадавшая сторона обращается изначально ко второму участнику с чеками, актами и просит вернуть средства.

Как правило, мало кто из виновников, соглашается отдавать средства. Аргументируют они это тем, что второй участник знал на какую сумму шел изначально. В таком случае они интересуются возможностями отмены сделки. Давайте разбираться.

Можно ли в принципе оспорить европротокол по ДТП

В принципе такая возможность предусмотрена. Если сделка заключалась с нарушениями, то ее могут признать недействительной. В этом случае аннулируются условия упрощенной процедуры.

Постановление Верховного Суда под номером 2, что датировано 29.01.2015 г, определяет возможность отмены действия европротокола.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Основания для отмены в 2020 году

Иск в отношении европротокола по отмене ранних договоренностей по ДТП может быть подан. Теперь рассмотрим, какие основания предусмотрены для этого законом:

  1. Акт составлен не по правилам:
  • есть исправления, ошибки;
  • отсутствует необходимая информация;
  • нет обязательных реквизитов, например подписи сторон.

На заметку! Отсутствие подписей – одна из распространенных недочетов. На лицевой стороне листа должно быть по две подписи, а с тыльной – по одной.

  1. Распознавание информации с бланка затруднено из-за попадания на нее жидкости, растекания чернил.
  2. Страховой полис у стороны поддельный, недействительный.
  3. Не соблюдены условия, при которых упрощенная процедура могла иметь место:
  • кроме материального урона был физический вред;
  • пострадало имущество третьих лиц;
  • в столкновении участвовало более 2 машин;
  • вред наступил в результате бесконтактного ДТП.
  1. В представленной документации прослеживаются разногласия сторон.
  2. Заполнение бланка происходило под давлением, угрозами или имели место другие неправомерные действия.

Важно! Европротокол подписывается с согласия двух сторон. Если один участник не одобряет какой-то момент, лучше сразу вызывать ГИБДД. Это позволит на корню пресечь возможные проблемы.

Как оспорить сделку, порядок 2020 года

По сути, европротокол – сделка, имевшая место между двумя участниками ДД. К виновной стороне всегда есть материальные претензии, которые за счет него покрывает страховая компания. Пострадавшее лицо подает заявление в свою страховую фирму и получает от нее компенсацию. Далее уже компания сама связывается со страховщиком виновника и вытребует возврат средств.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Компания выполняет обязательства по своему клиенту. Но ситуации, когда виновник не подаст страховщику свой экземпляр извещения, то ему придется возмещать регресс. В таком случае фирма подает в суд на лицо, которое не выполнило обязательные условия договора (не подало вовремя извещение, не предоставили авто для технического осмотра, произвело ремонт ТС в срок до окончания экспертизы).

ГК в части статьи 166 гласит, что обжалование извещения – инициатива, что может исходить от стороны ДТП, интересы которой нарушаются.

Чаще всего инициатором обжалования выступает как раз таки виновная в ДТП сторона. В этом случае должны соблюдаться все требования, заявленные в законе к гражданскому процессу. Составляется иск, представляются доказательства обстоятельств, основание предусмотрено законом (ссылка на законодательную норму).

Процедура:

  1. Сбор доказательной базы, показаний свидетелей.
  2. Составление иска.
  3. Подача ходатайства в арбитражный суд.
  4. Посещение заседаний.
  5. Вынесение решения.

Госпошлины по гражданскому разбирательству не предусмотрено.

Доказательства, что могут быть предоставлены:

  • копия бланка с ошибками;
  • показания свидетелей;
  • медицинское постановление, которое подтверждает травмы вследствие аварии;
  • фото, видеоматериалы;
  • факты, что подтверждают недействительность страхового полиса.

В канцелярию нужно подать сам иск + извещение с места происшествия + все документы по делу (доказательства). Дополнительные бумаги должны идти в качестве приложения к ходатайству, в который вносится список прилагаемых бумаг.

Сроки давности

Обжаловать европротокол можно на протяжении всего срока исковой давности. Это год, если речь идет о признании недействительности. Если признается ничтожность, то срок давности три года. Период отсчета начинается с момента заключения сделки – подписания извещения.

Если протокол составлен правильно и все сведения достоверные

Ситуация, в которой соблюдены все требования к процедуре, бланк был заполнен правильно, вся информация достоверная, то оспаривать нечего. Свое собственное согласие, выраженное подписями, не подлежит обжалованию. Разве что подписание происходило ввиду неосведомлённости о последствиях.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Вторая сторона могла дать заведомо ложные сведения относительно стоимости ремонта. Также оба участника могли не предполагать, что под внешними небольшими повреждениями скрываются серьезные технические проблемы. Есть шансы признать сделку ничтожной в суде.

Заблуждение проявляется в таких обстоятельствах:

  • непонимание в отношении предмета сделки;
  • недостоверная информация в отношении второй стороны;
  • заблуждение в отношении предмета сделки, его характеристик;
  • неверное восприятие обстоятельств (может лицо признанное виновным, на самом деле не является таковым, но его убедили в том).

Ст. 178 ГК определяет, что сделка под воздействием заблуждения может быть признана ничтожной.

Итоги

Наш материал раскрывает общие моменты, основания для оспаривания. Любая ситуация требует проработки, уточнения деталей. Решением нестандартных ситуаций должен заниматься профессионал, который поможет прояснить неоднозначные моменты, найти оптимальный вариант поведения для вашей ситуации.

Европротокол ОСАГО: изменения с 1 ноября 2020 года

Закон об ОСАГО с 2002 года претерпел много изменений. В 2018 году вступили в силу изменения закона и Правил страхования ОСАГО, касающиеся правил оформления ДТП по европротоколу, то сеть без обращения в ГИБДД. В результате этих изменений в 2019 году:

  • с 1 октября изменились лимиты выплат по европротоколу;
  • с 1 ноября прошло тестовое оформление европротокола ОСАГО в электронном виде в пяти субъектах РФ.

В 2019 году по новой схеме оформлялись аварии в Московской области, в столице, Татарстане, Ленинградской области и Санкт-Петербурге, а с 1 ноября новшества распространяются на всю страну.

Оформление ДТП по европротоколу ОСАГО с 1.11.2020

С 1 ноября 2020 года оформление извещения о ДТП по европротоколу ОСАГО будет осуществляться:

  • повсеместно;
  • не зависимо от наличия согласия в отношении обстоятельств ДТП или определении виновника;
  • не только для ТС – участников ДТП, принадлежащих физическим лицам, но и для ТС юридических лиц.

Без участия сотрудников ГИБДД сейчас могут оформляться ДТП с максимально возможной выплатой в 400 тыс. руб.

По-прежнему не могут оформляться по европротоколу ДТП:

  • если в нем участвовало более 2 ТС;
  • если у участников нет действующего полиса ОСАГО;
  • есть пострадавшие люди;
  • нанесен урон имуществу третьих лиц.

Наряду с заполнением электронного заявления о ДТП остается возможность заполнения европротокола на бланке вручную. Оформление в электронном виде осуществляется с помощью приложения «Помощник ОСАГО».

Возможность рукописного заполнения оставлена для автолюбителей старшего поколения, которые не привыкли пользоваться мобильными приложениями, вообще не пользуются смартфонами или не зарегистрированы на портале «Госуслуги», а также на случай технических проблем, несогласия сторон при крупных ущербах, при вызове ГИБДД.

Читайте также:  Как и куда подать иск на раздел имущества после развода?

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

В каких случаях лучше вызвать гибдд

Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:

  • когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
  • нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
  • водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
  • полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
  • один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
  • если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.

Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:

Если лицензия отозвана Если соблюдены условияпрямого возмещения Если не соблюдены условия прямого возмещения
У страховщика виновника В СК потерпевшего В РСА
У СК потерпевшего В СК виновника В СК виновника
У обоих страховщиков В РСА В РСА

Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.

Лимиты ответственности при оформлении аварии по европротоколу ОСАГО

Если для пяти регионов, где проводился эксперимент, размер выплат уже в прошлом году был изменен до 400 тыс. руб., то для остальных он не превышал 100 тыс. руб., а до этих изменений составлял 50 тыс.

С 1 ноября текущего года выплата при оформлении европротокола  может доходить до 400 тыс. руб., если участниками выполнены 2 условия:

  • была произведена фотофиксация ДТП и всех повреждений;
  • было достигнуто согласие между сторонами.

Выплата не будет превышать 100 тыс. руб.:

  • если не осуществлялась фотофиксация, но стороны пришли к согласию;
  • или стороны не пришли к согласию о вине или нанесенных повреждениях, но осуществили фотофиксацию происшествия.

При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации возмещение по европротоколу не выплачивается.

Причинитель вреда предоставляет в свою страховую компанию экземпляр извещения не позднее, чем в течение 5 суток после аварии.

Желательно, чтобы потерпевший тоже обратился к своему страховщику и написал заявление о прямом возмещении убытка. Если обратились оба, страховщики сами договариваются между собой, кто оформит выплату.

При оформлении аварии по европротоколу оба участника не должны приступать к ремонту ТС в течение 15 календарных дней после ДТП, которые считаются без учета праздничных дней.

Это правило введено для того, чтобы страховщик мог осмотреть оба автомобиля, если у него возникнут подозрения в инсценировке ДТП или искажении его обстоятельств.

Оформление европротокола ОСАГО с помощью «Помощника ОСАГО»

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Страховщики рассказали о частой ошибке при оформлении Европротокола

Страховщики проанализировали, как работает оформление аварий без ГИБДД. Оказалось, что автогражданка может не защитить виновника маленькой аварии от оплаты ущерба. Если при оформлении Европротокола он не выполнит соответствующих правил, расплачиваться ему придется из собственного кармана.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Доля урегулирования ДТП по Европротоколу в России выросла

Страховые компании уже начали выносить регрессные требования таким неаккуратным виновникам. И можно быть уверенным, что суд в этой ситуации встанет на сторону страховщика.

Напомним, что Европротокол — упрощенный способ оформления аварии без вызова ГИБДД. Условия — просты. Воспользоваться им можно в том случае, если в аварии пострадали только два автомобиля, нет пострадавших, оба водителя застрахованы по ОСАГО. И они согласны с обстоятельствами аварии.

Им необходимо сфотографировать место происшествия с машинами, сами машины с разных ракурсов, места повреждения. Потом надо отогнать машины с проезда, заполнить извещение о ДТП. Этот бланк выдается вместе с полисом ОСАГО.

Соблюдение правил оформления Европротокола позволит и выплату получить, и в долгу не остаться

В нем необходимо четко указать обстоятельства происшествия, данные о водителях, причиненные повреждения автомобилям, нарисовать схему происшествия. Отметить, кто какой маневр совершал. Каждый водитель должен подписать свою часть этого извещения. После этого, разделив извещение, каждый из участников аварии должен отнести свой лист в свою страховую компанию в течение пяти дней.

И вот встретились на дороге два водителя. Повреждения машин вполне укладываются в сумму. Решили разойтись, не вызывая ГИБДД, не перегораживая дорогу и не создавая проблем другим водителям. Оба водителя наслышаны о Европротоколе и захотели воспользоваться его преимуществами.

Оформив все что положено, они разъехались. Водитель, пострадавший в аварии, подал свой экземпляр извещения о ДТП в свою страховую компанию. И это понятно. В конечном итоге, именно ему хочется компенсировать траты на ремонт. А второй участник аварии забыл это сделать.

ЦБ пригрозил компаниям отзывом лицензий из-за электронных полисов ОСАГО

Вспомнил он про это не в течение пяти дней, а спустя полгода. Когда ему на почту пришла претензия от страховой компании, которая выплатила пострадавшему соответствующую сумму по Европротоколу.

В претензии четко указывалось, что виновник не направил в течение пяти суток в свою страховую компанию своего бланка извещения, то есть не выполнил требования закона об ОСАГО. В связи с тем, что страховая компания заплатила пострадавшему, то право требования возмещения потраченных средств переходит ей.

Дело в том, что пострадавший обращается в свою страховую компанию, которая выплачивает ему деньги. Затем эта страховая компания требует от страховщика виновника возмещения средств. Но страховщик виновника не знает ничего об этой аварии.

Соответственно он не просто не может рассчитаться с компанией-оппонентом, но даже не имеет для этого законных оснований. Таким образом страховщику пострадавшего приходится выставлять регресс виновнику. Это соответствует закону.

И судебная практика в данной ситуации на стороне страховщиков.

С одной стороны, такие требования не прибавляют привлекательности Европротоколу. С другой стороны, для пропаганды упрощенного оформления ДТП было предпринято все возможное. Большинство компаний даже памятку выдают, в которой прописан весь порядок оформления Европротокола.

А соблюдение этого порядка, как видно, требуется не только для того, чтобы получить деньги со своего страховщика, но так же для того, чтобы не остаться в долгу перед страховщиком пострадавшего.

Напомним, что в прошлом году было урегулировано по Европротоколу почти 224 тысячи случаев. Средняя доля Европротокола в заявленных убытках составляет 28 процентов. При этом количество отказов в выплате по Европротоколу в прошлом году составило лишь 16 процентов. Виной тому — ошибки в оформлении извещения о ДТП.

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Инфографика «РГ» / Мария Пахмутова / Владимир Баршев

Европротокол

Европротокол — это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции.

Европротокол оформляется путем заполнения бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии участниками аварии (водителями) самостоятельно, без привлечения сотрудников полиции.

Это позволяет не только существенно сократить временные затраты на оформление ДТП, но и быстро убрать машины с проезжей части, тем самым облегчив проезд остальным участникам дорожного движения и минимизировав риск возникновения новых столкновений.

Если вы являетесь владельцем полиса ОСАГО или КАСКО в страховой компании «АльфаСтрахование», то можете быть уверены, что самостоятельное оформление ДТП с использованием европротокола не станет препятствием для организации и оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания или выплаты денежной компенсации, позволяющей покрыть ущерб, нанесенный транспортному средству.

В соответствии с действующим законодательством самостоятельно зафиксировать произошедшее ДТП с использованием европротокола вы можете при соблюдении следующих условий.

  • Дорожно-транспортное происшествие произошло в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.
  • В результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только двум транспортным средствам (включая транспортные средства с прицепами к ним), т. е. в результате столкновения нет пострадавших, погибших и не причинен вред иному имуществу.
  • Обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования. Если же ни одна сторона не считает, что именно ее действия стали причиной ДТП, для урегулирования спорного вопроса потребуется помощь сотрудников полиции.
  • Размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его транспортному средству, не может превышать 100 тысяч рублей. В том случае, если владелец авто, которому был нанесен ущерб, считает, что такая компенсация не позволит ему выполнить необходимые восстановительные работы в полном объеме, к регистрации ДТП придется привлечь сотрудников полиции.
Читайте также:  Можно ли в воскресенье делать ремонт в квартире?

Отвечая на вопрос о том, при каких случаях европротокол не оформляется, руководствуйтесь приведенной выше информацией. Если обстоятельства ДТП не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных условий, фиксировать аварию придется в общем порядке.

Если одно из транспортных средств, ставших участником ДТП, зарегистрировано на территории иностранного государства, а его владелец не имеет полиса ОСАГО или КАСКО, но при этом является обладателем международного страхового полиса «Зеленая карта», оформить ДТП также можно самостоятельно, с применением упрощенной схемы. Подробную информацию о порядке назначения возмещения по «Зеленой карте» вы можете получить, связавшись с представителем Российского союза автостраховщиков (РСА).

Сразу после аварии многие водители, находясь в состоянии стресса, попросту забывают о том, что им нужно сделать, чтобы не нарушить требования законодательства. Тем не менее порядок действий, которые должны выполнить стороны ДТП, предельно прост и выглядит следующим образом:

  1. Прекратить движение. Вне зависимости от того, где произошла авария и какие последствия она повлекла за собой, остановитесь, покиньте транспортное средство и лично оцените масштаб происшествия.
  2. Установить знак аварийной остановки. В соответствии с пп. 7.2 п. 7 ПДД РФ он должен быть выставлен на расстоянии:
    • не менее 15 м от ТС — при остановке на территории населенного пункта;
    • не менее 30 м от ТС — при остановке вне территории населенного пункта.
  3. Зафиксировать следы произошедшего ДТП. Для этого воспользуйтесь средствами фото- и видеосъемки, в качестве которых может выступать камера мобильного телефона или специализированное устройство (например, фотоаппарат или видеокамера при их наличии). Сфотографируйте (или снимите на видео) общую панораму места ДТП, повреждения, причиненные обоим автомобилям, имеющиеся следы торможения, номерные знаки ТС, а также обломки деталей.

    Также вы можете зафиксировать повреждения с помощью приложения «АльфаСтрахование Мобайл». Этот способ является значительным преимуществом для вас, т.к. вы сможете оформить страховое событие в приложении «АльфаСтрахование Мобайл», и в дальнейшем вам не нужно будет обращаться лично в офис компании.

  4. Получить контакты свидетелей ДТП (Ф. И. О., домашний адрес, телефон). Если есть возможность, заручитесь их письменными показаниями. В случае возникновения спорных вопросов на стадии оформления документов уже после того, как обе стороны аварии покинут место происшествия, показания свидетелей могут существенно упростить процедуру расследования и помочь пострадавшей стороне получить все причитающиеся ей выплаты.
  5. Заполнить бланки извещения о ДТП
  6. После того как вы освободили место происшествия, завершили оформление ДТП по «Европротоколу» , участники аварии могут разъехаться, а вы можете завершить оформление страхового события по прямому возмещению убытка уже через приложение «АльфаСтрахование Мобайл».

Европротокол при ДТП оформляется с использованием специального бланка, который страховой агент бесплатно обязан выдать владельцу транспортного средства при оформлении полиса ОСАГО или КАСКО.

Если вы уже использовали имеющийся бланк или его по какой-то причине нет под рукой, необходимо обратиться в ближайший офис страховой компании.

Кроме того, можно скачать бланк бесплатно в интернете и распечатать на любом принтере (рекомендуется загружать форму документа только с официальных авторитетных источников, например с сайтов справочно-правовых систем «Гарант» или «Консультант»). Образец заполнения европротокола также можно найти на различных ресурсах.

Европротокол при ДТП составляется на особом бланке установленной формы, носящем название «Извещение о дорожно-транспортном происшествии». Он состоит из двух листов: основного и дополнительного (вкладыша, на который копируется вся информация, вносимая на первый лист).

На лицевую сторону первого листа нанесены две колонки, каждую из которых водители авто заполняют самостоятельно.

После заполнения лицевой стороны основной бланк отделяется от дополнительного — каждый из них обладает одинаковой юридической силой, поэтому совершенно неважно, какому водителю достанется оригинал, а какому — копия.

Правила оформления европротокола при ДТП включают следующие требования, соблюдение которых минимизирует риск возникновения проблем при рассмотрении документов в страховой компании:

  • при заполнении бланка используйте простую шариковую ручку — надписи карандашом или гелевой ручкой могут смазаться или стереться, что в дальнейшем сделает их нечитаемыми;
  • заполняйте бланк разборчивым почерком или печатными буквами;
  • старайтесь избегать появления в документе помарок и исправлений — впоследствии они могут повлечь за собой возникновение дополнительных вопросов и, как следствие, потребовать дополнительных временных затрат на уточнение обстоятельств ДТП;
  • заполнить необходимо все предусмотренные бланком графы и поля.

Чтобы узнать, как заполнить европротокол при ДТП, ознакомьтесь с нижеприведенной инструкцией.

  1. Заполняется лицевая сторона. На этой стадии необходимо:
    • указать сведения о месте и дате происшествия. Здесь необходимо указать точный адрес места ДТП, а в том случае, если авария случилась на трассе, зафиксировать ее наименование и номер километра, на котором произошло столкновение. При фиксации даты и времени ДТП также стоит быть предельно внимательным и записывать его время с точностью до минуты;
    • зафиксировать информацию о количестве поврежденных автомобилей (2) и отсутствии пострадавших людей (0) . Очевидно, что при оформлении ДТП с использованием европротокола ТС, которым причинен ущерб, не может быть более двух, а людей, получивших травмы, не должно быть вообще. В противном случае сторонам ДТП придется дождаться сотрудников полиции;
    • вписать данные свидетелей происшествия (если таковые имеются) ;
    • указать точные данные поврежденных транспортных средств, их собственников, а также лиц, находившихся за рулем в момент столкновения;
    • внести сведения о страховой компании, застраховавшей ответственность собственника ТС на дату ДТП, а также указать номер страхового полиса и срок его действия;
    • описать перечень поврежденных деталей и узлов авто. На этой стадии стоит быть предельно внимательным, ведь любая, даже незначительная на первый взгляд царапина может свидетельствовать о наличии более серьезных повреждений, требующих выполнения сложного ремонта или полной замены детали авто;
    • составить схему ДТП. Единых правил ее создания не существует, но, отвечая на вопрос о том, как нарисовать схему ДТП, стоит отметить, что нужно стремиться сделать предельно понятный рисунок, анализ которого не вызовет никаких дополнительных вопросов. Подготовка схемы осуществляется в следующей последовательности:
      • на лист бумаги наносится положение участка дороги, на котором произошла авария, с указанием наименования соседних улиц и номеров домов, расположенных поблизости (в том случае, если неподалеку имеются иные ориентиры, например торговые центры, библиотеки и пр., на схеме стоит отметить и их), светофоров, дорожных знаков и разметки и т. п.;
      • на подготовленное изображение участка местности схематично наносится положение автомобилей в момент ДТП (как правило, ТС изображаются в виде прямоугольников) с обозначенным на них кодом «А» или «В» (в соответствии с кодом, указанным в извещении на стадии описания ТС); направление езды обозначается стрелками, место удара — символом Х;
      • под графическим изображением необходимо дать расшифровку всех условных обозначений, использованных при создании схемы;
      • в графе 15, при необходимости, можно указать сведения, отсутствующие в пункте 16.

    Если лицевая сторона полностью заполнена, схема нарисована и у участников нет разногласий (в т. ч. виновности), водители ставят свои подписи в пунктах 15 и 18 и разрывают страницы извещения для самостоятельного оформления оборотной стороны.

  2. Заполняется обратная сторона. Здесь каждый участник аварии подробно описывает свое видение сложившейся ситуации, а также указывает, под чьим управлением находилось ТС в момент аварии (собственника или иного лица). В графе «Примечания» вы можете записать сведения о наличии дополнительной информации о ДТП, полученной в ходе ведения фото- и видеосъемки (в том числе и при помощи видеорегистратора).
  3. Если после подписания и разъединения бланков извещения о ДТП необходимо внести в документ корректировки или дополнения, они должны быть заверены подписями обоих участников.

На сегодняшний день максимальная сумма компенсации (далее, лимит выплаты), причитающейся пострадавшей в ДТП стороне, составляет 400 000,00 рублей, при условии, если обстоятельства ДТП зафиксированы одним их следующих способов:.

  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия (далее, система ГЛОНАСС);
  • с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме», соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия (далее, Мобильное Приложение).
Читайте также:  Как заполнить и как прошить книгу отзывов и предложений?

Лимит выплаты по ОСАГО — 400 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через Мобильное Приложение (или систему — ГЛОНАСС), разногласий у участников ДТП по обстоятельствам ДТП нет, участниками ДТП оформлено Извещение о ДТП.

Лимит выплаты 100 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы через Мобильное Приложение (или систему — ГЛОНАСС), у участников ДТП есть разногласия по обстоятельствам ДТП, разногласия зафиксированы в Извещении о ДТП.

Лимит выплаты 100 тыс. рублей, действует при условии, что обстоятельства ДТП зафиксированы участниками ДТП только через совместное оформление Извещения о ДТП (т.е. обстоятельства ДТП не фиксировались через Мобильное Приложение или систему ГЛОНАСС) и у участников ДТП нет разногласий по обстоятельствам такого ДТП.

страховых продуктов для частных лиц

и компаний

региональных представительств

Отказ в выплате по европротоколу и его обжалование

Исключительно высокий уровень надежности*

лет на рынке страховых услуг

ОНЛАЙН оформление

полисов

«Месть страховщика», или Незнание Закона об ОСАГО не освобождает от ответственности. Как «европротокол» обернулся мне боком

Началась эта занимательная история с неудачной попытки купить E-ОСАГО у страховщика (называть фирмы не буду, за рекламу мне не платят), который страховал мою гражданскую ответственность более 5 лет.

Но ввиду того, что у этого страховщика не было номеров для бланков E-ОСАГО, сайт Российского Союза Автостраховщиков (РСА) перенаправил меня к совершенно другому страховщику.

Поначалу с таким положением дел я был не согласен, но после звонка в офис я понял, что выхода у меня два: это ехать в офис и оформляться по старинке или соглашаться с РСА. Перспектива офисных очередей меня не устроила, да и цена не отличалась, следовательно, действия мои были очевидны.

Не прошло и двух месяцев, как мне пришел судебный иск от «моей бывшей» на возмещение вреда от ДТП трехлетней давности, оформленного по «европротоколу», в порядке регресса.

Сумма иска: 6 200 рублей. Да, деньги не большие, на то время потолок «европротокола» был 50 000 рублей.

Суть иска: часть 2 статьи 11.1 и пункт Ж части 1 статьи 14 Закона об ОСАГО.

В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии («европротокол»), заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

К страховщику переходит право требования страхового возмещения, если виновник в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направил страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Вот и получается, не отправил «европротокол» страховщику, плати регресс за восстановление автомобиля потерпевшего. Все просто. Только о таком требовании большинство автостраховщиков, юристов и даже сотрудников органов не знали, в силу того, что абсолютно всё знать невозможно. А страховые компании об этом умалчивают, даже в памятке к «европротоколу» этого нет.

Выиграть суд в данном случае помогут лишь доказательства направления «европротокола». А по требованиям Банка России — это либо копия документа с отметкой о вручении или факт направления любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки. («Положение о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П )

Ввиду отсутствия у меня таких доказательств, довода о том, что я лично приехал в офис страховой компании и вручил «европротокол», Судье было не достаточно.

Такие иски — это современный тренд. Это только начало. Будьте внимательны на дорогах.

Верховный суд окончательно признал европротокол сделкой

Пленуму Верховного суда РФ 26 декабря удалось принять постановление (о достаточно бурном первом обсуждении документа Legal.Report писал здесь), которое детально расписывает применение судами законодательства об ОСАГО – в частности, вопросы оформления ДТП и обращения к страховщику, а также правила ремонта пострадавших автомобилей.

Подвергшуюся основательной правке версию документа пленуму представил его секретарь, судья ВС РФ Виктор Момотов. По его словам, самым обсуждаемым в процессе доработки разделом оказался тот, который посвящен европротоколу. Последний в конце концов был признан гражданско-правовым соглашением участников.

Говоря же о предмете соглашения, судья подчеркнул: указаний на то, что им является размер ответственности при ДТП, «нигде нет».

– Редакционной комиссией внесены изменения в пункт 14 проекта (из него был исключен третий абзац – прим. ред.), акцентирующие внимание на том, что при составлении европротокола предметом согласия сторон является размер страховой выплаты, ограниченной суммой 50 тысяч рублей, а не размер ответственности виновника ДТП, – заявил Момотов.

Как сообщил докладчик, из проекта исключено указание на обязанность потерпевшего представлять документы в то же подразделение страховщика, в котором подавалось заявление о страховом возмещении. Это было названо Момотовым «излишним обременением» для потерпевшего.

– При этом в проекте сохранено указание на обязанность потерпевшего указывать при подаче документов сведения, позволяющие идентифицировать предыдущие обращения к страховщику, – заметил он.

Далее речь зашла еще об одном «больном» для многих клиентов страховых компаний вопросе.

– В ходе обсуждения высказывались предложения о дополнении проекта указанием на то, что в случае предоставления страхового возмещения в натуральной форме гражданину – собственнику легкового автомобиля утрата его товарной стоимости не возмещается. Однако с такими предложениями согласиться никак нельзя! – твердо заявил судья.

По сути, рассказал Момотов, это являлось бы правовой нормой, ограничивающей размер страхового возмещения. Однако названная утрата «входит в состав убытков потерпевшего и в любом случае должна возмещаться страховщиком».

В итоговом документе еще больше акцентируется внимание судов на том, что возмещение в натуральной форме должно вестись с использованием исключительно новых деталей (не б/у) – и это своего рода «компенсация» физическим лицам – владельцам легковых автомобилей за «императивные положения закона, которые отдают приоритет ремонту над денежной выплатой». Такое правило не действует для всех прочих категорий застрахованных – бизнесменов и т. п.

– С учетом предложений судебной коллегии по административным делам ВС РФ внесены изменения в пункт 72, – перешел к новой актуальной теме судья.

– Лицо, виновное в ДТП и отказавшееся от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, презюмируется находящимся в состоянии опьянения, если не доказано иное.

В связи с этим у страховых компаний возникает право регрессного требования к такому лицу.

Изменения, хотя и не столь существенные, были внесены, по его словам, в пункты 51, 65, 77, 87 и ряд других. Они, как отмечено, «не носят смыслового характера».

Вместе с тем из проекта исключен пункт 102, который устанавливает обязанность потерпевшего предоставлять доказательства невозможности реализовать свое право на обращение в суд без несения издержек.

– Принятие проекта упредит ряд возможных ошибок, а также повысит уровень правовой определенности в сфере автострахования, – заключил Момотов.

Замминистра юстиции РФ Алу Алханов сообщил, что у Минюста «нет замечаний к документу». Последним высказался замгенпрокурора РФ Леонид Коржинек, подчеркнувший «высокую актуальность» и «важнейшее значение» данного проекта.

– В результате доработки удалось найти компромиссные решения по всем спорным моментам, – сказал, в частности, Коржинек.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *