Сроки в исполнительном производстве: понятие и классификация

Субъекты исполнительного производства – это граждане, организации и должностные лица, принимающие участие в процессе принудительного исполнения предусмотренных законом юрисдикционных актов.

В законе об исполнительном производстве участникам исполнительно-процессуальных правоотношений посвящен ряд глав и статей (ст. 5 – 10, гл. 6 и другие нормы закона). Правовой статус судебного пристава-исполнителя регулируется специальным нормативным актом – законом о судебных приставах.

  • 1) властные органы, осуществляющие исполнение;
  • 2) лица, участвующие в исполнительном производстве;
  • 3) лица, содействующие исполнительному производству.
  • К первой группе относится такой участник исполнительного производства, как судебный пристав-исполнитель, то есть лицо, наделенное властными функциями.

Вторую группу составляют участники исполнительного производства, которых закон называет лицами, участвующими в исполнительном производстве. К ним относятся стороны и представители сторон. При этом законодателем прокурор и органы государственного управления не включены в состав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Третью группу образуют лица, содействующие осуществлению исполнительного производства. Они не имеют ни юридической, ни какой-либо другой заинтересованности в исполнительном производстве и привлекаются в него для выполнения своих специфических обязанностей. В эту группу входят переводчики, понятые, хранители имущества и другие лица.

Правоспособность и дееспособность в исполнительном производстве.

В отличие от организаций, правосубъектность граждан как сторон исполнительного производства проверяет судебный пристав-исполнитель. Граждане правоспособны (т. е. способны иметь права и нести обязанности) в исполнительном производстве с момента рождения и до момента смерти. Дееспособность (т. е.

способность граждан самостоятельно осуществлять свои права, исполнять обязанности и поручать ведение дела представителю) в исполнительном законодательстве наступает с различного возраста и зависит от ряда различных юридических обстоятельств.

В этой связи закон устанавливает ряд специальных правил, основывающихся на правилах о дееспособности, установленных в ГК РФ, ТК РФ, СК РФ, АПК РФ и федеральных законах.

Полная дееспособность в исполнительном производстве наступает по общему правилу с 18 лет. С 16 лет полная дееспособность в исполнительном производстве возникает согласно п. 4 ст. 51 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в том случае, если несовершеннолетний объявлен полностью дееспособным.

Частичная дееспособность в исполнительном производстве заключается в возможности несовершеннолетних быть субъектами исполнительного производства по отдельным видам исполнения в тех случаях, когда материальное либо процессуальное законодательство допускает возможность участия несовершеннолетних в соответствующих материальных или процессуальных отношениях. Таким образом, возраст наступления частичной дееспособности в исполнительном законодательстве определяется правилами соответствующего материального законодательства. Если несовершеннолетние наделяются правосубъектностью в материальном праве с более раннего возраста, чем 18 лет, то, соответственно, они наделяются возможностью самостоятельного участия в исполнительном производстве с целью защиты своих прав и интересов. В этих случаях нет необходимости в привлечении законных представителей для защиты их прав.

Полностью недееспособными в исполнительном производстве являются граждане по различным причинам.

Во-первых, к полностью недееспособным гражданам в исполнительном производстве относятся как несовершеннолетние, не достигшие возраста 15 либо 16 лет в зависимости от возраста наступления дееспособности в соответствующих материальных правоотношениях, так и не достигшие 18 лет, если соответствующие материальные правоотношения не допускают более раннего наступления дееспособности в материальном праве.

Сроки в исполнительном производстве: понятие и классификация

Во-вторых, полностью недееспособными являются граждане, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значения своих действий или руководить ими, и признанные по данным основаниям недееспособными судом (ст. 29 ГК РФ). Права и охраняемые законом интересы указанных лиц защищают в исполнительном производстве их законные представители: родители, усыновители, опекуны и попечители.

17.Судебный пристав и иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов

ОТВЕТ

В соответствии со ст. 5 закона об исполнительном производстве принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Согласно указу Президента РФ от 13 октября 2004 г.

№ 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» Федеральная служба судебных приставов (ФССП) России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

Федеральная служба судебных приставов России подведомственна Министерству юстиции (Минюсту) России.

  1. Основными задачами ФССП России являются:
  2. · обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;
  3. · организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее – судебные акты), а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве (далее – акты других органов);
  4. · управление территориальными органами ФССП России.

Федеральная служба судебных приставов России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России.

Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы.

Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

  • Федеральная служба судебных приставов России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и указами Президента РФ.
  • Федеральная служба судебных приставов России возглавляет директор – главный судебный пристав Российской Федерации (директор ФССП), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ.
  • Директор ФССП несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий.
  • Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП России.

Процессуальное положение судебного пристава регулируется также специальным нормативным актом – законом о судебных приставах. Согласно ст.

3 указанного закона судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава – высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе, поэтому на него распространяется статус государственного служащего, и его правовое положение определяется, в том числе, законом о государственной гражданской службе. Поэтому судебным приставам присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов – воинские звания, а также им выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции РФ.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ. Судебные приставы военных судов носят форменную одежду и имеют знаки различия, установленные для военнослужащих.

  1. В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются:
  2. · на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;
  3. · судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.
  4. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные законом об исполнительном производстве.
  5. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

  • Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов.
  • Главный судебный пристав субъекта РФ осуществляет руководство соответствующей службой судебных приставов.
  • Старший судебный пристав организует и контролирует работу возглавляемого им подразделения и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность за выполнение задач, возложенных на судебных приставов.
  • Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обеспечивает в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей.
  • Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей имеет право:
  • · обращаться за помощью к сотрудникам милиции, органов безопасности, военнослужащим внутренних войск, а судебные приставы военных судов – также к военному командованию;
  • · применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, которые предусмотрены законом о судебных приставах.
  • Судебный пристав-исполнитель имеет право:
  • · получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
  • · проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
  • · давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
  • · входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
  • · арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
  • · налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;
  • · использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности. При согласии собственника использовать помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению;
  • · использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
  • · в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
  • · объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
  • · вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;
  • · совершать иные действия, предусмотренные законом об исполнительном производстве.
Читайте также:  Аренда земельного участка у администрации и ее сроки

Неисполнение требований ст. 8 закона об исполнительном производстве является основанием для составления протокола об административном правонарушении в порядке, установленном ст. 28.2 КоАП РФ.

После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности (ч. 1 и 2 ст. 114 закона об исполнительном производстве).

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Меры принудительного исполнения: их виды, классификация, общая характеристика

Если должник отказывается отвечать по своим обязательствам, то по отношению к нему судебные приставы проводят меры принудительного исполнения. Таким образом, защищаются права кредиторов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

Принципы исполнительного производства

Под исполнительным производством понимают комплекс мер, которые должны обеспечить выполнение требований исполнительных документов. Реализация процесса осуществляется федеральной службой судебных приставов (ФССП).

Основная функция исполнительного производства – это защита интересов граждан и организаций в части возврата принадлежащего им имущества или денежных средств.

Изначально в конфликтной ситуации присутствуют 2 стороны, это:

  • взыскатель – лицо, чьи интересы отстаиваются путем реализации его права;
  • должник – объект взыскания.

Понятие исполнительного производства в гражданском процессе

При возникновении споров стороны имеют возможность достигнуть соглашения и самостоятельно разрешить имеющуюся проблему. Например, при возникновении задолженности (налоговой, алиментной или иного рода) должник может самостоятельно погасить свои обязательства.

Периодичность и сроки возврата долга может быть установлена сторонами самостоятельно.
Если же этого не происходит, и ответчик по каким-либо причинам не спешит выполнять свои обязанности, к делу подключаются должностные лица ФССП.

Судебные приставы вправе наложить арест на имущество или денежные средства должника для удовлетворения запросов взыскателей.
Порядок реализации исполнительного производства регламентируется положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве» и «О судебных приставах».

Действия сторон не должны противоречить принципам, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»:

  1. Принцип законности. Основополагающий момент, из которого следует, что стороны должны решать возникшие проблемы в рамках законодательства. При отклонении от общих норм, реализация прав взыскателя может быть прекращена как незаконная процедура.
  2. Принцип своевременности. Совершение исполнительных действие и осуществление мер принудительного исполнения должны происходить с учетом установленных законодательством сроков. При этом не стоит забывать и о сроках исковой давности, по истечении которых претензии к должнику рассматриваются как незаконные.
  3. Принцип уважения чести и достоинства гражданина. С учетом этого условия проведение исполнительного производства должно опираться на моральные нормы и не принижать человеческое достоинство должника. Вместе с тем необходимо соблюдать и права взыскателя. Открытое неуважение к сторонам конфликта чревато признанием недействительности реализованных прав.
  4. Неприкосновенность имущества должника, которое необходимо для обеспечения минимальных потребностей жизнедеятельности его и членов семьи. Этот принцип призван защитить права ответчика. Не позволяется оставить его во время процедуры погашения обязательств без средств к существованию. Нарушение положений законодательства о взыскании долгов без учета материального положения ответственного лица может стать причиной обжалования исполнительного производства в суде.
  5. Принцип соотношения требований взыскателя с принимаемыми мерами принудительного исполнения. С должника должна быть взыскана сумма, не превышающая размер ущерба, причиненного кредитору. Не допускается изъятие меньших или больших сумм. Любое отклонение от нормы нарушает права сторон.

Срок исполнительного производства: подача исполнительного листа, взыскание

Понятие мер принудительного исполнения: что это такое

Действия судебных приставов в рамках исполнительного производства предполагают принятие мер, которые позволят получить с должника имущество на сумму, достаточную для компенсации ущерба, причиненного взыскателю. К мерам принудительного исполнения прибегают лишь после возбуждения непосредственно исполнительного производства.

Для разрешения спорных ситуаций с минимальными материальными и моральными затратами должнику предлагается самостоятельно исполнить свои обязательства. Положения законодательства устанавливаю минимальный период, в течение которого требования взыскателя могут быть исполнены добровольно.

По истечении установленного срока допускается обращение к судебным приставам, которые защищают права кредиторов посредством применения мер принудительного исполнения.

Горячая линия для консультаций граждан: 8-800-350-57-94

Меры принудительного исполнения — это часть исполнительного производства, основанная на принципах процессуального и материального права. Ряд принимаемых мер может быть связан с личностью должника.

В таких ситуациях, рассматриваемых как меры косвенного принуждения, действия приставов направлены на то, чтобы ответчик самостоятельно исполнил судебное решение.

Объектом других мер выступает имущество должника, экономическая составляющая которого предусматривает погашение обязательств перед взыскателем.

Понятие обеспечительных мер и исполнительном производстве

Основания для применения

Реализация прав взыскателя осуществляется исключительно по его инициативе. При неразрешимой спорной ситуации возврат долга становится возможным на основании судебного постановления.
Для удовлетворения своих требований взыскатель на начальной стадии вправе действовать самостоятельно.

Он может обратиться в банк, обслуживающий должника, на его работу или попытаться уладить гражданский конфликт лично. Но как правило, взыскателям трудно решить возникшие проблемы без посторонней помощи.

Поэтому, если перечисленные варианты оказываются безуспешными, правомерно обращение за помощью к судебным приставам.

Взыскатель и должник как субъекты исполнительного производства: права и обязанности

Классификация мер принудительного исполнения

Действия судебного пристава при назначении мер принудительного исполнения должны соответствовать требованиям законодательных актов.

Свободно принимать дополнительные решения, не соответствующие исполнительному документу, недопустимо.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве», к должникам могут быть применены следующие меры исполнительного производства:

  1. Взыскание, обращенное на имущество должника. В первую очередь рассматриваются принадлежащие ответчику денежные средства (происходит приостановление текущих счетов) и прочие высоколиквидные активы.
  2. Взыскание на выплаты по трудовым договорам. Это означает, что часть доходов налогоплательщика, заработной платы будет удерживаться судебными приставами до полного погашения долга.
  3. Изъятие у должника активов, которые непосредственно принадлежать истцу.
  4. Арест имущества должника, которое находится в пользовании третьих лиц.
  5. Переход прав на имущество должника в пользу взыскателя при помощи регистрирующих органов.
  6. Выселение неплательщика из жилого помещения, а также вселение взыскателя.
  7. Освобождение должником нежилого помещения, освобождение площади от принадлежащего ответчику имущества.
  8. Принуждение к освобождению должником вместе с принадлежавшим ему имуществом земельного участка.
  9. Выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства.
  10. Прочие меры, предусмотренные исполнительным документом и не противоречащие действующему законодательству.
Читайте также:  Какие права имеет человек, прописанный в квартире, но не собственник?

Что такое исполнительные действия: порядок совершения, их разновидности

При несогласии с выбранными методами положения ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривают обращение в суд с целями урегулирования спорных ситуаций. Заявителями на пересмотр способов и порядка выполнения исполнительных документов могут выступать стороны конфликта и судебные приставы.

Сроки в исполнительном производстве: понятие и классификация

Вам также может понравиться

Исполнительное производство: что это такое, основные этапы и полномочия судебных приставов

Сроки в исполнительном производстве: понятие и классификация

Исполнительное производство – довольно широкое понятие. К сожалению, многие жители нашей страны уже успели столкнуться с теми или иными действиями судебных приставов (и не всегда корректных). Мы расскажем, что такое исполнительное производство, ограничен ли этот процесс по срокам, и какова система работы судебных приставов по исполнительным листам.

Исполнительное производство – это совокупность определенных процессов и действий соответствующих государственных органов. Название этого процесса произошло от того, что он носит исполнительный характер, то есть, направлен на непосредственное (принудительное) исполнение определенных требований.

Исполнительное производство, как и любой процесс, имеет два субъекта: должник и судебный пристав (исполнитель, взыскатель). Оба субъекта связаны между собой объектом исполнительного производства – исполнительным листом.

Исполнительные документы, в частности исполнительные листы, вступают в законную силу после решения суда. В случае, если должник самостоятельно и добровольно погасил все свои текущие обязательства по исполнительному листу, то исполнительное производство в отношении него возбуждаться не будет.

Исполнительный лист (образец ) – это один из видов исполнительных документов. Выдается такой документ после вынесения судебного решения. В нем содержится информация о деле, а также результат проведенного судебного разбирательства.

Органом, регулирующим работу исполнительного производства, в Российской Федерации является Федеральная служба судебных приставов. Судебные приставы – исполнители выполняют функцию принудительного взыскания. То есть ищут и задействуют все возможные способы по скорейшему исполнению обязательств должника по исполнительному листу.

Такое есть не во всех странах, например, во Франции действует исключительно частная система взыскания.

Вариантами мер по принудительному исполнению решения суда в России служат:

  • взыскание имущества;
  • наложение ареста на имущество должника;
  • принудительное вселение взыскателя в жилое имущество должника (либо принудительное выселение должника);
  • обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником, и прочие меры. Данная мера в России является наиболее популярной, так как у 90% должников нет никакого имущества в собственности, и им приходится принудительно выплачивать 50% от поступлений. В некоторых случаях процент выплат повышается до 70%.

Хоть в России и говорят о слишком жесткой системе взыскания, в той же Белоруссии судебные приставы имеют намного больше полномочий в рамках законодательства. Например, они могут запретить должнику пользоваться личным мобильным телефоном и интернетом.

Законодательный регламент процесса исполнительного производства

Любой судебный пристав из ФССП обязан осуществлять свою работу в соответствии с законодательством РФ.

Главным нормативным документом, регламентирующим работу судебных приставов в рамках работы по исполнительному производству, является федеральный закон «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 2 октября 2007 года .

В соответствии со статьей 6.1 закона, Федеральная служба судебных приставов создает и ведет банк исполнительных производств в электронном виде. Общедоступная часть базы данных публикуется на официальном сайте ФССП (адрес – fssprus.ru).

Сведения о процессах исполнительных производств являются общедоступными вплоть до дня окончания или прекращения того или иного исполнительного производства.

Сроки исполнительного производства

Исполнительное производство возбуждается на основании того или иного судебного акта (в момент подачи исполнительного листа от взыскателя).

В соответствии с действующим российским законодательством, исполнительное производство может быть бессрочным. То есть, определенных сроков для исполнительного производства в законах не указано.

Известно лишь, что началом исполнительного производства считается получение официального приказа о его возбуждении.

Это указано в пункте 3 статьи № 15 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ: «Если настоящим Федеральным законом не установлено иное, то течение срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после календарной даты или дня наступления события, которыми определено начало срока».

Кстати, законодательство Таиланда на исполнение судебного решения, «выделяет» судебным приставам 75-100 дней. А в Китае, несмотря на огромную численность населения, и, как следствие, большую загруженность, судебный пристав должен тратить на каждое дело максимум полгода.

Опираясь на среднюю статистику российских кредитных споров, можно сделать вывод, что в крупных городах длительность процесса исполнительного производства длится 2-4 года, в более же мелких городах – 3-6 лет. Данная разница обуславливается, в первую очередь, загруженностью судебного пристава.

К слову, в крупных городах и столицах на одного судебного пристава приходится до 1300 дел, в более мелких городах и населенных пунктах – 350-750 исполнительных производств.

После решения суда и получения кредитором исполнительного листа, он должен в течение 3 лет передать его в службу судебных приставов. Если данный срок прошел, то возбудить исполнительное производство невозможно. Есть исключение – когда взыскатель докажет в суде невозможность обратиться (передать исполнительный лист) к судебным приставам.

Если же судебный пристав закрыл исполнительное производство по определенным причинам, но кредитор не удовлетворен результатом исполнительного производства, он имеет право подать заявление на повторное возбуждение (возобновление) данного процесса.

Такое право дается взыскателю в срок не ранее, чем через 6 месяцев, и не позднее 3 лет после закрытия исполнительного листа.

Процесс исполнительного производства

Процесс исполнительного производства имеет относительно простую схему:

  • взыскатель направляет исполнительный лист судебным приставам;
  • представители службы судебных приставов, в свою очередь, должны принять решение: либо о возбуждении исполнительного производства, либо об отказе;
  • при принятии решения о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав начинает работу по исполнению требований взыскателя.

На стадии возбуждения исполнительного производства у судебного пристава практически отсутствуют какие-либо сведения о субъекте-должнике (о его имуществе, о наличии транспортных средств, о наличии недвижимости, о наличии и балансе банковских счетов и прочее). Для того чтобы получить наиболее полную и подробную информацию по делу, исполнитель направляет множество запросов в федеральные регистрационные органы (ГИБДД, Росреестр, кредитные организации и т.д.).

На основании полученных информационных результатов, пристав формирует для себя последующую стратегию действий работы. Например, если исполнитель установил, что субъект не владеет никаким имуществом, имеет «нулевые» счета в банках, то, в данном случае, судебный пристав может принять решение об окончании исполнительного производства.

Исполнитель так же может приостановить или совсем закрыть исполнительное производство в случае невозможности установления фактического нахождения объекта (должника).

Порядок окончания исполнительного производства регламентирован статьями № 43-47 закона «Об исполнительном производстве», в котором четко сказано, что судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство в случаях:

  • фактического исполнения требований по исполнительному документу, то есть, когда пристав в полном объеме исполнил требование (например, взыскал сумму);
  • возвращения исполнительного документа взыскателю (в том случае, когда исполнитель не может определить местонахождение должника);
  • в случае, когда у должника нет ни имущества, ни счетов, ни денег.

На одного из вышеописанных фактов, создается соответствующий акт, на основании которого регистрируется постановление о прекращении исполнительного производства о взыскании.

Дальше, исполнительный лист передается взыскателю. Он имеет право возобновить исполнительное производство в определенный срок (и так практически до бесконечности).

Ранее судебные приставы отправляли от 5 до 10 почтовых извещений должнику в рамках процесса исполнительного производства. Посчитав почтовые расходы, было принято оптимизировать данный процесс. 11 ноября 2019 года был принят и подписан Федеральный Закон № 375-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»».

Ввиду этого Закона, с 1 января 2020 года судебные приставы имеют право общаться с должниками посредством смс-сообщений. Также каждый гражданин России теперь имеет право оформить заявление, с намереньем получать информацию и документы от судебных приставов в электронной форме через портал государственных услуг.

Читайте также:  Как узнать накопительную часть пенсии умершего?

Факторы, влияющие на отказ в возбуждении и отмену исполнительного производства

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.

В законодательстве Российской Федерации нет такого понятия как «отмена исполнительного производства». Так же, как и нет точных сроков его длительности. Исполнительное производство, согласно юридическим терминам, можно только:

  • возбудить;
  • приостановить;
  • прекратить;
  • окончить;
  • закрыть;
  • возобновить.

Соответственно, если должник будет уклоняться от погашения долга, исполнительное производство можно будет возобновлять бесконечное количество раз.

Сроки в исполнительном производстве

  • К числу основных задач производств исполнительного характера относится не только правильные, но и своевременные, быстрые исполнения положений, прописанных в статье 12-й в Федеральном законе, по производствам исполнительного характера.
  • Наличие любых задержек и проволочек по выполнению обязательства приводит к снижению степени доверия российского гражданина к работе правосудия и действенности правоохранительной системы, а также  способствует снижению авторитета государственных властей, как форм общественного руководства.
  • Какие сроки в исполнительном производстве

Чтобы добиться наличия оптимальных временных режимов по исполнению актов, произошло введение в производство исполнительного характера институтов по процессуальным срокам.

Сроки по производству исполнительного характера устанавливаются в Федеральном законе, по подобным производствам, а также в иных законодательных актах либо  исполнительным органом, судебными инстанциями.

Речь идет об определенных временных периодах, в пределах которых судебные приставы-исполнители, взыскатели, должники и перечень иных лиц, участвующих в производствах исполнительного характера обладают правами по совершению действий, касательно выполнению официального юрисдикционного акта.

Особенности выполнения исполнительной процедуры

Пропуски сроков, установленных с целью выполнения определенного требования, содержащегося в документах исполнительного назначения, влекут за собой наложения ответственности.

Тем не менее, об освобождении лица от выполнения своих обязательств, прописанных в официальных бумагах, речи не идет.

В законодательстве, регулирующем специфику правоотношений в сферах производств исполнительного характера, устанавливаются различные по срокам, связанным с фактами совершения исполнительного действия.

Классификация срока производств исполнительного характера возможно на основе различных критеев.

Критерии классификации:

  • -исходя из специфики субъектов, которым они адресуются для выполнения;
  • -по тому, кто устанавливает данные сроки для выполнения обязательств;
  • -на основе способов по исчислению.

Далее, исходя их особенностей субъектов, которым адресуется конкретный срок в производстве исполнительного характера, различаются сроки, которые установлены для определенных субъектов.

А именно:

  • для органа по принудительному исполнению;
  • для лица, непосредственно участвующего в производстве исполнительного характера.

13. Сроки в исполнительном производстве

Сроками называются
периоды (промежутки) или моменты времени,
с которыми нормы права связывают
определенные правовые последствия. То
есть это моменты или периоды времени,
наступление или истечение которых
влечет возникновение, изменение или
прекращение прав и обязанностей.

Под
сроками

в исполнительном
производстве следует понимать промежуток
времени
,
в течение которого судебный
пристав-исполнитель
,
или
иные участники

этого производства должны совершить
необходимые процессуальные
действия
.

Все
сроки

в исполнительном производстве в
зависимости от способа их установления
можно разделить на два
вида
:

  • сроки, установленные законодательством об исполнительном производстве;
  • сроки, установленные судебным приставом-исполнителем.

Сроками,
установленными законодательством об
исполнительном производстве, являются
сроки, которые прямо указаны в законе.

Сроками,
установленными судебным приставом-исполнителем,
являются сроки, которые  устанавливаются
непосредственно судебным
приставом-исполнителем, и содержатся
в Постановлениях, которые он выносит.

Исчисление
сроков.
Согласно
статье 15 ФЗ «Об исполнительном
производстве» сроки в исполнительном
производстве определяются календарной
датой, указанием на событие, которое
должно наступить, или периодом, в течение
которого действие может быть совершено.
Сроки исчисляются годами, месяцами и
днями. В сроки,
исчисляемые днями, не включаются
нерабочие дни.

По
общему правилу течение срока, исчисляемого
годами, месяцами или днями, начинается
на следующий день после календарной
даты или дня наступления события,
которыми определено начало срока.

Например, течение 5 дневного срока для
добровольного исполнение требований
исполнительного документа Должником,
начинает течь со следующего дня, за днем
получения им Постановления о возбуждении
исполнительного производства.

Окончание
сроков

в исполнительном производстве определено
статьей 16 ФЗ «Об исполнительном
производстве»:

  • срок, исчисляемый годами, оканчивается в соответствующие месяц и день последнего года установленного срока.
  • срок, исчисляемый месяцами, оканчивается в соответствующий день последнего месяца установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок оканчивается в последний день этого месяца.
  • срок, исчисляемый днями, оканчивается в последний день установленного срока.
  • если ФЗ «Об исполнительном производстве» или иным федеральным законом не установлено иное, то в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день.
  • Очень
    важным является то, что действие, для
    совершения которого установлен срок,
    может быть совершено до двадцати четырех
    часов последнего дня установленного
    срока.
  • Если
    заявление, жалоба, другие документы
    либо денежные суммы были поданы в орган
    или уполномоченному их принять лицу
    либо сданы на почту до двадцати четырех
    часов последнего дня установленного
    срока, то установленный срок не считается
    пропущенным.
  • Если
    действие должно быть совершено
    непосредственно в организации, то
    установленный срок оканчивается в тот
    час, когда в этой организации заканчивается
    рабочий день или прекращаются
    соответствующие операции.
  • Последствия
    пропуска и восстановление пропущенных
    сроков в исполнительном производстве

Пропуск
срока влечет ответственность,
предусмотренную действующим
законодательством. При этом, пропуск
срока не освобождает от исполнения
требований, содержащихся в исполнительном
документе.

Например,
неисполнение требований исполнительного
документа в срок, установленный судебным
приставом-исполнителем для добровольного
исполнения, влечет наложение денежного
взыскания – исполнительского сбора,
установленного статьей 112 ФЗ «Об
исполнительном производстве». К сумме
долга по исполнительному документу,
добавится еще и исполнительский сбор.

  1. Сроки
    предъявления исполнительных документов
    к исполнению
  2. По
    общему правилу исполнительные листы,
    выдаваемые на основании судебных актов,
    могут быть предъявлены к исполнению в
    течение трех лет со дня вступления
    судебного акта в законную силу
     или
    окончания срока, установленного при
    предоставлении отсрочки или рассрочки
    его исполнения.
  3. Срок
    предъявления судебного
    приказа
     к
    исполнению составляет три
    года со дня его выдачи
    .
  4. Сроки
    совершения исполнительных действий
  5. По
    общему правилу требования, содержащиеся
    в исполнительном документе, должны быть
    исполнены в двух месячный срок со дня
    возбуждения исполнительного производства.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *