Земельный контроль органами местного самоуправления

Время чтения: 6 минут

В соответствии с отечественным законодательством, земля и ее ресурсы являются основным достоянием народа. Также она имеет особую социальную ценность как недвижимость. Чтобы контролировать справедливое распределение и целевое использование земель, ведется государственный земельный надзор. Рассмотрим, что он собой представляет и каким образом реализуется.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Понятие надзора

Под государственным земельным надзором понимают деятельность уполномоченных государством органов, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований земельного законодательства РФ. При этом не имеет значения, кто совершает такие правонарушения: государственные или муниципальные органы, юридические или физические лица.

Земельный контроль – это важная управленческая функция. Он применяется в отношении правовых положений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность. К основным его задачам можно отнести:

  • организацию и проведение проверок;
  • принятие предусмотренных законодательством мер по наблюдению за исполнением земельных норм;
  • анализ текущей ситуации;
  • прогнозирование их исполнения в дальнейшем.

Земельный надзор и контроль за использованием земель направлены также на принятие мер по пресечению и устранению негативных последствий, которые возникли в результате правонарушения. Эта традиционное правовое средство уже многие годы существует в Российской Федерации.

Уполномоченные органы и поднадзорные лица

Функция контроля возложена на уполномоченные Правительством государственные органы, а также их должностных лиц. Рассмотрим детальнее, кто осуществляет государственный земельный надзор в 2021 году:

  • Росреестр;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор);
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор);

Должностным лицам, которые имеют право исполнять контролирующую функцию, выдается подтверждающее удостоверение.

Всю информацию относительно исполнения их обязанностей можно получить в территориальных подразделениях перечисленных органов при личном посещении, по телефону или на официальных веб-ресурсах, к которым относится:

Методы осуществления контроля

Земельный кодекс РФ выделяет следующие виды земельного контроля:

  • муниципальный,
  • общественный,
  • производственный.

Каждый из этих видов будет рассмотрен более подробно ниже.

Выделяют также несколько форм надзора. Так, государственный земельный контроль осуществляется в форме:

  1. Проведения плановых и внеплановых проверок.
  2. Систематического наблюдения за исполнением требований земельного законодательства. Оно осуществляется путем административного обследования объектов, анализа правовых актов и решений, принятых органами государственной власти и местного самоуправления.
  3. Принятия мер по пресечению правонарушений или устранению их последствий.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Объекты проверок

Организация контроля за охраной и использованием земель в РФ предусматривает проверку:

  • земельных участков,
  • частей земельных наделов;
  • земли как природного объекта и ресурса.

Все объекты надзора можно поделить на две группы: общие и непосредственные. К первой относят землю как часть земной поверхности, которая рассматривается в качестве природного объекта и важного ресурса.

Под непосредственным объектом понимается конкретный земельный участок или его часть. Он должен быть индивидуализированным, то есть иметь четко установленные границы, размеры и местоположение.

Помимо этого, объектом контроля может выступать отдельно взятая категория земель или их часть, поскольку территории подразделяются по своему целевому назначению. Сюда можно отнести, например, земли:

Управление Росреестра как органа государственного надзора

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии – это орган исполнительной власти широкой компетенции. В рамках рассматриваемого вопроса полномочия Росреестра в сфере земельного надзора включают в себя:

  • контроль за исполнением запрета самовольного занятия земельных участков, использованием наделов без правоустанавливающих документов и разрешений, позволяющих вести хозяйственную деятельность;
  • надзор за соблюдением порядка переуступки права пользования угодьями;
  • контроль за целевым использованием земли в зависимости от ее принадлежности к той или иной категории;
  • контроль за соблюдением требований о наличии и сохранности межевых знаков границ участков;
  • установление порядка предоставления данных о состоянии земель;
  • исполнение предписаний по вопросам земельного законодательства;
  • устранение правонарушений в данной сфере.

Обязанности Росреестра по земельному контролю достаточно широки. Орган действует на основании ряда подзаконных актов, таких как:

Отдел государственного земельного надзора управления Росреестра есть в каждом регионе.

Чтобы более детально ознакомиться с его функциями, узнайте, что собой представляет единый государственный реестр недвижимости.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Результаты деятельности Росреестра

По результатам произведенного контроля сотрудники органов Росреестра составляют акт проверки. В случае выявления каких-либо нарушений к нему прилагается предписание об устранении данных нарушений с указанием сроков, отведенных на их ликвидацию.

В отношении виновных лиц составляется протокол об административном правонарушении.

Особенности муниципального контроля

Как отмечалось выше, существует несколько видов земельного надзора. Для начала выясним, что такое муниципальный земельный контроль. Он представляет собой деятельность органов местного самоуправления по отслеживанию соблюдения требований законодательства в сфере земельных правоотношений. Придерживаться этих норм обязаны все:

  • органы государственной власти и местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели.

Предмет муниципального земельного контроля – это соблюдение перечисленными категориями лиц и организаций установленных требований законодательства на конкретно взятой территории и выполнение предписаний органов государственного надзора. Объектами проверки являются не только земельные участки, но и их части, расположенные в пределах компетенции муниципального контролирующего органа.

Муниципальный контроль за использованием земель осуществляется согласно нормам федерального законодательства и положениям местных нормативно-правовых актов. Он вверен органам местного самоуправления территориальных единиц:

  • округа, если объекты расположены в его границах;
  • поселений, в случае, когда объекты находятся в пределах городских поселений;
  • муниципального района, если объект расположен на межселенной территории или в пределах сельских поселений, которые входят в состав данного района.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Права и обязанности органов муниципального надзора

Земельный контроль органами местного самоуправления проводится с целью сбора наиболее полных и актуальных данных, которыми в дальнейшем смогут воспользоваться другие государственные органы для пресечения земельных правонарушений. Благодаря этим действиям обеспечивается рациональное использование природных ресурсов, а процедура учета и контроля становится максимально прозрачной и открытой.

Органы местного самоуправления городского округа осуществляют земельный надзор путем реализации своих полномочий, в круг которых входит:

  • соблюдение норм использования земель, их целевого назначения;
  • исключение самовольного захвата земель и их использования без необходимой документации;
  • сбор достоверной информации о состоянии участков;
  • предотвращение порчи земель сельскохозяйственного назначения;
  • совершение действий, направленных на улучшение угодий;
  • расстановка и обеспечение сохранности знаков размежевания;
  • контроль за исполнением предписаний по устранению правонарушений;
  • приведение участков в состояние, позволяющее использовать их согласно целевому назначению.

Процедура осуществления контроля

Порядок проведения муниципального надзора предполагает осуществление инспекторских проверок согласно установленному плану работ. Основанием для этого служит распоряжение руководства уполномоченного органа.

Внеплановые мероприятия могут проводиться в случае:

  • обнаружения данных, которые подтверждают факт нарушения земельного законодательства;
  • необходимости проверки выполнения предписаний;
  • получения от государственных органов или местной администрации, физических или юридических лиц сведений о нарушении норм земельного законодательства.

Согласно регламенту, муниципальный земельный контроль в отношении физических лиц проводится не чаще, чем раз в два года. Проверки юридических лиц осуществляются по истечении срока, отведенного на устранение нарушений, или при поступлении сведений о совершаемом правонарушении.

Как отмечалось выше, проверки проходят в соответствии с установленным планом, который утверждается на определенный год. План проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю, а также юридических лиц, составляют местные органы власти.

По результатам проверки составляется акт. В нем содержится информация о виновности или невиновности проверяемых лиц, а также о привлечении их к административной ответственности.

В качестве дополнений к акту могут прилагаться фотографические таблицы, замеры площади и другие доказательства, подтверждающие факт правонарушения.

Для эффективного выполнения своих обязанностей уполномоченные органы составляют проверочные листы по муниципальному земельному контролю. В этот документ входит список вопросов, ответы на которые следует получить в рамках одной проверки.

Читайте также:  Что по закону положено погорельцам в России?

Особенности общественного надзора

В земельном законодательстве содержится понятие общественного и производственного надзора. Второй тип контроля представляет собой действия собственника земельного участка, землепользователя, владельца или арендатора в ходе осуществления ими хозяйственной деятельности. Эти лица самостоятельно осуществляют производственный контроль в области использования и охраны земель.

На последней разновидности надзора предлагаем остановиться подробнее.

Земельный контроль органами местного самоуправления

Суть и функции общественного контроля

Общественный контроль – это деятельность граждан и негосударственных некоммерческих объединений, целью которой является наблюдение за работой органов власти и местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, затрагивающей интересы физических и юридических лиц.

Такой надзор выполняет следующие функции:

  • информационную. Предполагает сбор данных о недвижимости, которая находится под контролем у ведомств;
  • предупредительную. Предотвращает правонарушения;
  • карательную. Способствует выявлению правонарушений и привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъекты общественного надзора

Согласно положениям законодательства, общественный земельный контроль осуществляется гражданами, общественными объединениями и иными некоммерческими организациями.

Главное условие проведения общественного надзора – отсутствие государственного финансирования.

Особенности процедуры

Как показывает практика, чаще всего общественный контроль начинается уже на этапе составления планов по распределению участка, его зонированию, определению объектов, которые будут расположены на нем, и выбору получателя надела.

Этот вид контроля осуществляется в самых разных формах, даже тех, которые четко не установлены законодательством.

В некоторых случаях общественники могут воспользоваться более широкими полномочиями, например, инициировать проведение независимой экологической экспертизы. Для этого необходимо подать соответствующее ходатайство в муниципалитет.

Результаты надзора

В случае выявления правонарушений граждане и общественные объединения обращаются в муниципальный орган, который на основании полученных данных обязан провести проверку.

Если факт нарушения положений закона подтвердится, компетентный орган оформляет предписание и административный протокол. Виновные лица привлекаются к ответственности.

Что такое правовая охрана земель

В соответствии с земельным законодательством, землю нужно охранять как основу жизни и деятельности людей, которые на ней проживают. Система контроля за использованием и охраной земель преследует две основные цели:

  1. Предотвращение загрязнения, деградации и ухудшения состояния земель, в том числе в результате воздействия на них хозяйственной деятельности.
  2. Улучшение и восстановление угодий, которые подверглись негативным последствиям.

Для этого собственники, арендаторы и пользователи проводят целый ряд мероприятий. К базовым действиям относится мелиорация, рекультивация и консервация земель.

Узнайте более подробно, что в себя включает правовая охрана земель.

Выводы

Государственный земельный надзор – важная функция уполномоченных органов. Она состоит в сборе информации о состоянии существующих наделов и контроле соблюдения требований земельного законодательства землепользователями.

В компетенцию этих органов входит выявление нарушений в данной сфере, устранение их последствий и привлечение виновных лиц к ответственности.

Общественный и производственный надзор призваны повысить эффективность работы государственных органов по сохранению одного из главных ресурсов страны.

Муниципальный земельный контроль

Земельный контроль органами местного самоуправления

  1. VII. Отсутствие тепла в отношениях супругов, дефицит близости и доверительности, проблемы общения.
  2. VIII. Философские проблемы культуры
  3. X ПОДГОТОВКА И ИСПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРАКТОВ
  4. X. Будущее человечества и глобальные проблемы современности
  5. А.Н.Леонтьев Некоторые проблемы психологии искусства. Избранные психологические произведения. Т.2. М. 1983.
  6. Административно-правовой подход к понятию муниципального управления
  7. АКТ приема-передачи земельного участка
  8. Актуальные проблемы осуществления государственного мониторинга земель.
  9. Актуальные проблемы правового положения гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
  10. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ
  11. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ
  12. Актуальные проблемы теории и практики воспитания и образования.

В этом году произошли существенные изменения в земельном законодательстве. Федеральный закон 234-ФЗ от 21.07.2014 г. внес существенные поправки в гл. 12 ЗК РФ, которая регулирует и муниципальный земельный контроль.

Эти поправки подготавливались специалистами в области земельного законодательства, теоретиками земельного права, но без участия специалистов в области муниципального права. А земельный контроль муниципалитетами, в настоящее время, остается проблемной частью Земельного кодекса.

Связано это с двумя фактами — отсутствие предметной сферы муниципального земельного контроля, который помогал бы его отграничить от государственного и общественного контроля, отсутствие определенных законом полномочий должностных лиц органов местного самоуправления при его проведении.

Как вы понимаете, цель моего доклада – выяснить, смогут ли предстоящие нововведения решить эти две серьезные проблемы.

1.

Отсутствие предметной сферы муниципального земельного контроля – Земельный кодекс фактически допускает регламентацию этих вопросов муниципальными нормативными правовыми актами для правильной оценки правомерности принятия и качества содержания указанных муниципальных актов важное значение имеют нормы Федерального закона № 131-Ф3.

И п. 20 ст. 14, п.26 ст.16, ст. 15 ФЗ «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» относит осуществление муниципального земельного контроля к вопросам местного значения городских и сельских поселений и городских округов; муниципальные районы соответствующими возможностями не наделяются.

Из этого следует вывод о том, что объектом муниципального земельного контроля могут быть только земли населенных пунктов, поскольку границы территорий муниципальных образований «городское и сельское поселение» и «городской округ» совпадают с границами земель муниципальных районов, а в самих муниципальных районах правотворчество по данному вопросу запрещено.

Анализ муниципальных нормативных правовых актов о земельном контроле показывает, что в них регламентируются следующие вопросы: указывается орган, уполномоченный на проведение контроля; определяется предмет контроля; — контрольно-инспекционные полномочия должностных лиц органов местного самоуправления; порядок проведения плановых и внеплановых проверок, других контрольных мероприятий; общие указания по взаимодействию с органами государственной власти.

Как показывает практика муниципального нормотворчества, при этом не всегда соблюдаются пределы собственной компетенции. Основная проблема здесь — это превышение полномочий органов местного самоуправления и вторжение их в компетенцию органов государственного земельного контроля.

Если государственный контроль осуществляется за использованием и охраной земель, то муниципальный контроль — только за использованием земель.

В связи с этим указывается, что упоминание в муниципальных нормативных правовых актах в качестве предмета проверки требований по охране земель является неправомерным[636].

Земельный контроль органами местного самоуправления

Следует отметить, что установленный федеральным законодателем разрыв отношений по использованию и по охране земель искусственный.[637] Например, ч. 2 ст.

13 ЗК РФ предусматривает, что в целях охраны земель разрабатываются (наряду с федеральными и региональными) местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обязательных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. И кому как не органам муниципального земельного контроля проверять своевременность и полноту выполнения указанной программы?

Что же предложил законодатель для решения этой проблемы — рассматривается целесообразность внесения изменений в процесс общественного и муниципального земельного контроля, пересматриваются полномочия органов муниципального земельного контроля, а также разрабатываются новшества в их работе. Предусмотрено, что порядок взаимодействия органов земельного госнадзора и муниципального земельного контроля устанавливается Правительством РФ[638].

Решение вопроса законодателем: Прописана компетенция должностных лиц федеральных органов власти, уполномоченных на надзор.

Так, они вправе проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения законодательства, беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и копии акта о назначении проверки получать доступ на участки, проводить административное обследование объектов земельных отношений.

При выявлении признаков нарушений результаты обследования являются основанием для внеплановых проверок. Из этого следует, что законодатель, так и не решил проблему с компетенцией должностных лиц муниципального земельного контроля.

как им придется действовать, по остаточной компетенции или вырабатывать свои способы контроля, которые снова попадают в опасную зону – идти против закона или вмешиваться в компетенцию государственного контроля?

В заключении я бы хотел вывести ту мысль, к которой двигался по ходу рассуждений в своем докладе – федеральный законодатель снова однобоко разобрался в вопросе. Но можно предположить, что в скором будущем земельный кодекс или иные подзаконные нормативные акты закрепят предмет муниципального земельного контроля.

Читайте также:  Права жены, если квартира приватизирована на мужа

7 способов повысить эффективность муниципального земельного контроля

Наладьте контроль, чтобы не проигрывать споры о праве собственности на землю

Земельный контроль относится к самым частым и регулярно осуществляемым видам муниципального контроля. Прямой материальной заинтересованности муниципалитетов в его осуществлении нет. У органов местного самоуправления есть только полномочия составлять акты проверок. Решения об административных правонарушениях выносят территориальные управления органов государственной власти.

Денежные средства от наложенных по этим решениям штрафов поступают не в бюджет муниципального образования, где расположен земельный участок, а в бюджет региона. Штрафы за неисполнение предписаний по вынесенным органами государственной власти протоколам лишь незначительно пополняют местные бюджеты: размеры их небольшие.

За невыполнение в установленный срок законного предписания об устранении нарушений гражданина могут оштрафовать на 300–500 руб., должностное лицо — на 1–2 тыс. руб., юрлицо — на 10–20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП). Тем не менее представители муниципальных образований выступают за сохранение в законодательстве муниципального земельного контроля.

Это показал опрос, проведенный в 2018 году Центром местного самоуправления РАНХиГС при Президенте РФ.

На заметку: В Центр местного самоуправления РАНХиГС поступило 2507 анкет. Свое мнение направили представители 68 регионов (131fz.ranepa.ru/post/950)

Слабый контроль может привести к тому, что муниципалитет не узнает своевременно о нарушении своего права собственности на землю. В этом случае местные власти рискуют пропустить срок давности для подачи иска в суд. 

ПРИМЕР 1. Администрация городского округа обратилась в суд с иском к гражданину, который стал собственником земельного участка площадью 1 тыс. кв. м в результате двух последовательных сделок купли-продажи.

Чиновники потребовали признать недействительным свидетельство о праве собственности и снять участок с кадастрового учета. Право собственности у первого продавца возникло незаконно, так как администрация не принимала решения предоставить землю этому гражданину.

Он никогда не пользовался данным участком и каких-либо строений на нем не возводил.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требование муниципалитета. Но суд кассационной инстанции с ними не согласился. Администрация пропустила общий срок исковой давности — три года (п. 1 ст. 196 ГК).

Он начался в день, когда администрация узнала или должна была узнать о возникшем праве иных лиц на спорный земельный участок и незаконности этого права. Чиновники утверждали, что могли узнать об этом только из выписки из ЕГРП и после получения сведений из архивного отдела о том, что оспариваемое свидетельство продавцу не выдавали.

Кассационный суд указал, что на самом деле срок исковой давности начался раньше. Органы местного самоуправления должны были узнать о нарушении своих прав на землю по результатам плановой проверки. Провели ее инспекторы фактически или нет, значения не имеет. В день плановой проверки начался срок исковой давности. Администрация срок пропустила.

Поэтому суд отменил предыдущие решения и отправил дело на новое рассмотрение (постановление Московского областного суда от 23.05.2018 № 44Г-129/2018 4Г-696/2018).

Документ: Аналогичные примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 10.09.2018 по делу № А19-13900/2018, Арбитражного суда Свердловской области от 14.05.2018 по делу № А60-8497/2018

При проведении проверок муниципальные контролеры сталкиваются со множеством проблем. Если их не решить, проверку могут признать проведенной с нарушениями. Ее результаты не станут доказательством совершения административного правонарушения.

Проверяемое лицо не привлекут к административной ответственности, и оно не устранит нарушения земельного законодательства.

Дадим семь рекомендаций, которые помогут соблюсти закон при осуществлении муниципального земельного контроля и повысить эффективность проверок.

1. Не выходите за рамки полномочий органов местного самоуправления

Правовые основы муниципального земельного контроля установлены в пункте 20 части 1 статьи 14 и пункте 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.06.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Порядок осуществления муниципального земельного контроля предусмотрен статьей 72 ЗК. Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Органы, подразделения, должностные лица, уполномоченные на его осуществление, вправе:

  • запрашивать и получать сведения, материалы об использовании земельных участков — например, документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки;
  • проводить проверки использования земельных участков, находящихся в собственности, владении, пользовании и аренде;
  • привлекать специалистов для проведения экспертиз, дачи заключений при проведении проверок;
  • обращаться в правоохранительные органы за содействием в предотвращении или пресечении действий (бездействия), препятствующих осуществлению муниципального земельного контроля;
  • при необходимости направлять материалы в органы, которые рассматривают дела об административных правонарушениях, допущенных при использовании земель.

Органы местного самоуправления наделены полномочиями по составлению только актов проверок. Не выносите предписаний, постановлений, представлений и решений на основании составленных актов проверок. Это прерогатива органа государственной власти. В акте проверки укажите информацию о наличии признаков выявленного нарушения. Копию акта направьте в орган государственного земельного надзора.

2. Не нарушайте периодичность плановых проверок

Плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводите в соответствии с ежегодными планами (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644). Ежегодные планы утверждает руководитель органа муниципального земельного контроля. Согласуйте план с прокуратурой.

На заметку: Дата начала осуществления предпринимательской деятельности указана в уведомлении, представленном в ЕГРЮЛ или ЕГРИП

Мероприятия в рамках муниципального земельного контроля в отношении физических лиц организуйте не чаще чем один раз в три календарных года. Включите в ежегодный план проверки ИП и юридических лиц, у которых прошло три года:

  • со дня государственной регистрации;
  • после окончания последней плановой проверки;
  • с начала осуществления предпринимательской деятельности.

Если вы безосновательно запланируете проверку юридического лица или ИП, суд признает эти действия незаконными и потребует исключить мероприятие из плана (решение Арбитражного суда Кировской области от 09.02.2018 по делу № А28-14361/2017).

3. Обосновывайте необходимость внеплановых проверок

Руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления должен обосновать необходимость внеплановой проверки в заявлении в прокуратуру

Плановые проверки в области земельных отношений менее эффективны, чем внеплановые. При подготовке ежегодного плана невозможно определить, какое юридическое лицо или ИП, когда и где будет самовольно использовать земельный участок без правоустанавливающих документов.

Оснований для внеплановой проверки два.

1. Вы обнаружили достаточно данных, которые указывают на нарушение требований законодательства по вопросам использования земель.

2. Из органов государственной власти или местного самоуправления, от юридических лиц или граждан поступила информация, свидетельствующая о наличии признаков нарушения.

Проведение внеплановых проверок нужно согласовывать с прокуратурой. Сложность этой процедуры снижает эффективность муниципального контроля в тех случаях, когда мероприятие необходимо провести оперативно.

Заявление в прокуратуру направляет руководитель муниципального образования или органа местного самоуправления. Он должен указать сведения о нарушениях земельного законодательства, которые обосновывают необходимость проведения внеплановой проверки.

Если в заявлении этой информации нет, оно не может рассматриваться как основание для внеплановой проверки. Это подтверждает судебная практика. Примеры — в решениях Арбитражного суда Иркутской области от 25.10.2018 по делу № А19-17025/2018, Арбитражного суда Приморского края от 03.05.

2018 по делу № А51-24595/2017, Волгоградского областного суда от 15.05.2018 № 07–506/2018.

4. Не направляйте извещения обычными письмами

В законодательстве отсутствует четкий и однозначный перечень возможных способов уведомления субъектов о сроках проверки.

Если направить приказ почтой, есть риск, что представитель юридического лица или индивидуальный предприниматель не явится к месту проверки.

В этом случае вы не сможете провести контрольное мероприятие (решение Верховного суда Республики Дагестан от 15.05.2018 № 21–474/2018).

Если проверяемое лицо — гражданин, провести проверку в его отсутствие можно при условии, что орган муниципального земельного контроля своевременно направил извещение.

Чтобы сообщить гражданину о необходимости прибыть на место проверки, используйте способ связи или доставки, при котором вы получите документ о вручении извещения адресату.

Например, можно направить заказное письмо или повестку с уведомлением о вручении либо телеграмму.

5. Если не получили доступ к объекту, подавайте в суд

Если проверяемое лицо отказывается предоставить доступ к объекту для проведения проверки, обратитесь в суд.

На заметку:  Максимальный штраф по статье 19.4.1 КоАП для гражданина — 1 тыс. руб., для должностного лица — 4 тыс. руб., для юридического лица — 10 тыс. руб.

ПРИМЕР 2. Гражданин отказался предоставить доступ к земельному участку для проведения контрольных мероприятий.

Суд пришел к выводу, что требование о предоставлении доступа исходило от органа, обладающего властными полномочиями по проверке соблюдения земельного законодательства. Гражданин был обязан допустить контролеров на земельный участок.

За отказ нарушителя привлекли к административной ответственности по статье 19.4.1 КоАП и обязали обеспечить доступ (постановление Челябинского областного суда от 08.07.2016 по делу № 4а16-499).

6. Занимайтесь подготовкой кадров

Читайте также:  Предельный минимальный размер земельного участка

Не подготовленные к проведению муниципального земельного контроля или чрезмерно загруженные иной работой служащие не всегда способны адекватно оценить правомерность своих действий. Это подтверждает огромное количество судебных актов по искам физических и юридических лиц, несогласных с действиями органов муниципального контроля.

ПРИМЕР 3. Гражданин обратился в суд с иском к местной администрации поселения. Он потребовал признать незаконными акт проверки и предписание, выданное органом местного самоуправления. По мнению истца, контролеры незаконно возложили на него обязанность в 10-дневный срок разгородить водный объект и освободить береговую зону для беспрепятственного доступа граждан.

Суд указал, что распоряжаться земельными участками в береговой полосе водного объекта вправе Российская Федерация в лице уполномоченного органа.

Объектом нарушения являются общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Административный ответчик — муниципалитет.

Он не является специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды и природопользования.

Принадлежащий гражданину на праве собственности участок не граничит с рекой. Водный объект, граничащий с участком, — это родниковая заболоченность, соединяющаяся с рекой. Истец не создавал препятствий к пользованию водным объектом, а сетку-рабицу установил вдоль родниковой заболоченности.

Когда глава сельского поселения вынес гражданину предписание, он вышел за пределы полномочий, указанных в статье 72 ЗК. Органы муниципального земельного контроля не имеют права выдавать гражданам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений.

Суд признал предписание недействительным (решение Майского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 29.11.2017 по делу № 2А-483/2017). Другие примеры споров, которые завершились не в пользу муниципалитетов, — в решениях Арбитражного суда Республики Крым от 30.07.

2018 по делу № А83-13630/2017 и Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 31.07.2014 по делу № 2–4541/14.

Земельным контролем должно заниматься специальное подразделение органа местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы экономики и имущественных отношений. Муниципальные служащие, занимающиеся муниципальным земельным контролем, должны знать действующее законодательство.

7. Используйте новые возможностиф

При проведении муниципального контроля используйте новые инструменты. Некоторые муниципалитеты уже переводят процедуру муниципального контроля в электронный вид и используют мобильные приложения. Изучайте опыт коллег и внедряйте его на своей территории.

ПРИМЕР 4. В Московской области с октября 2018 года тестируется мобильное приложение «Проверки Подмосковья». В программу введены 12 критериев для определения земель, предполагаемых к проверке.

В их числе — вид разрешенного использования, форма собственности, площадь, наличие границ, тип собственника, информация о ранее проведенных проверках.

Программа автоматически формирует перечень земельных участков, которые будут обследованы в порядке планового осмотра.

Принцип работы приложения прост. Когда инспектор муниципального земельного контроля приезжает на участок, он заполняет в мобильном приложении проверочный лист из 10–15 вопросов, подтверждает через смартфон геолокацию и производит фотофиксацию.

Ответы из проверочного листа автоматически генерируются в акт планового осмотра и отправляются в базу данных для последующей печати. С помощью приложения «Проверки Подмосковья» уже проведены осмотры 570 земельных участков в Московской области.

Муниципальный земельный контроль

Содержание:

Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения.

По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность.

Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей. С указанной целью проводятся  проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками.

Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей. На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья.

Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях. После проведения работ недобросовестные организации оставляют после себя заброшенные наделы, на которых зияют ямы, разбросан мусор

Полномочия органов муниципального земельного контроля

К органам, в чьи задачи входит муниципальный земельный контроль, относятся администрации районов, городов и поселений. В зависимости от структуры органов местного самоуправления для функций контроля могут быть созданы самостоятельные юридические лица в форме учреждений или отделы внутри администрации.

В полномочия органов, осуществляющих функции муниципального контроля входит проверка:

  • за недопущением самовольного захвата земель, незаконных сделок с земельными участками по уступке права пользования и мены;
  • надлежащим оформлением права аренды земельных участков лицами, которые пользуются ими на праве бессрочного пользования;
  • за соблюдением порядка использования земли в соответствии с его целевым предназначением;
  • за приведением земель в первоначальное состояние после проведения работ;
  • за наличием знаков, установленных на межевых границах участка;
  • за обязательным проведением работ по восстановлению плодородного слоя почвы после завершения технических, строительных и прочих работ на земельном участке;

Порядок осуществления контроля

Муниципальный земельный контроль осуществляется методом проверок на основании распоряжения руководителя органа надзора. Основаниями для проведения указанных проверок являются:

  • Жалобы граждан и юридических лиц, сведения, полученные из публикаций в газетах, журналах, сети Интернет и телевидении о фактах нарушения;
  • Выявленные нарушения в ходе рейдов или осмотров, земельных объектов.

Проверки могут быть как плановыми, проводимыми один раз в три года, так и внеплановыми, при наличии признаков нарушения закона.

График проведения проверок должен быть согласованным с прокуратурой, как надзорным ведомством. До начала проверки лицо, в отношении которого она проводится, должно быть ознакомлено с принятым распоряжением под роспись. Вручение должно быть произведено за определенное количество дней непосредственно проверяемому или путем направления заказного письма с уведомлением о вручении.

При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю. Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка.

Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.

Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение. Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

Органом, полномочным рассматривать административные дела в сфере земельных отношений является государственный земельный надзор, в который направляются все материалы проверки с актом и протоколом о выявленном нарушении для принятия правового решения.

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении и при наличии вины гражданина или организации может быть применена соответствующая мера ответственности в виде предупреждения или штрафа.

Если после уплаты штрафа, провинившееся лицо продолжает осуществлять незаконные действия, то может быть проведена новая проверка и назначено более строгое наказание.

Если своими действиями или бездействием нарушитель причинил убытки муниципальному имуществу или иным лицам, то он обязан их возместить.

С указанной целью собственник или законный пользователь вправе обратиться с иском в суд, приложив материалы проверки.

В случае злостных действий, которые привели к причинению значительного ущерба, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности

Порядок предоставления муниципальных земель значительно упростился и сократился по срокам, в связи с чем, заинтересованным лицам проще пройти весь путь к законному владению земельным участком, чем жить в ожидании наступления ответственности и требования о возмещении причиненных убытков, которые могут быть весьма существенными.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *